Защитная дамба Санкт-Петербурга предотвратила затопление в Северной столице

Москва, 23:30, 11 Мар 2019, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

Санкт-Петербург известен своими наводнениями, возникающими в результате сложного взаимодействия метеорологических и гидрологических процессов. При нарушении равновесия водных масс Балтийского моря и Финского залива, в случае прохождения над ними циклонов, в Балтийском море образуется так называемая длинная волна, идущая через Финский залив и доходящая до дельты Невы и до Санкт-Петербурга.

На протяжении всей истории Северной столицы наводнения создавали угрозу затопления городу, в опасности находились жилые помещения и промышленные предприятия, памятники и музеи.

Для предотвращения затоплений была построена защитная дамба Санкт-Петербурга.

В Северной столице могут возникнуть наводнения с уровнем воды до 5,4 метра

Еще до начала XVIII века, то есть до основания города на Неве, люди знали о коварстве Балтийских вод, способных затопить устье Невы и поэтому строили свое жилье выше дельты, в районе реки Охты, куда наводнения не доходили.

По легенде, когда Петр I решил построить город в районе Заячьего острова, к нему пришел финский мудрец и предостерег царя, что вода в этих местах может подняться до кроны высокого дуба, указав на дерево, которое росло на берегу. Но Петр не прислушался к доброму совету и приказал предсказателя повесить, а дуб спилить.

Через три месяца, в ночь с 19 на 20 августа 1703 года, произошло наводнение, при котором вода поднялась более чем на 2 метра. А через три года, в 1706 году, произошло самое настоящее стихийное бедствие, когда в течение трех часов люди на лодках ездили по улицам.

Это событие, хотя и вызвало веселье Петра, но и заставило его задуматься о защите города от наводнений.

Во время наводнения 1824 года уровень воды в Неве поднялся на 4,1 метра и стало ясно, что необходимо принимать срочные меры по защите Петербурга от наводнений.

Наводнения случаются в любое время года, но самыми частыми и опасными являются осенние –именно во время них происходят самые значительные и катастрофические подъемы воды.

Наводнения 21 сентября 1777 года и 7 ноября 1824 года сопровождались человеческими жертвами, тогда уровень воды в Неве поднялся выше уровня Балтийского моря на 3,21 и 4,21 метра соответственно. В 1924 году вода в дельте Невы поднялась до 3,8 метров.

За свою историю Санкт-Петербург испытал более 300 наводнений, при которых уровень воды в Неве превысил уровень Балтийского моря на 1,6 метра и 17 раз уровень воды поднимался на 2,5 метра.

Среди особенностей морских наводнений можно отметить следующие:

  • Внезапность подъема и спада уровня воды (предсказать наводнение можно в среднем за 24 часа до его начала)
  • Кратковременность – длительность наводнения, как правило, составляет от нескольких часов и не превышает суток
  • Большая интенсивность подъема и спада уровня воды. Этот показатель колеблется от нескольких сантиметров до 1 метра в час
  • Чаще всего нагонные наводнения сопровождаются штормовым ветром, скорость которого достигает 30-40 метров в секунду. При этом образуются волны огромной разрушительной силы, такие, что в зимний период происходят подвижки льда, при этом на отмелях и берегу образуются торосы высотой до 6-8 метров.

Защитная дамба и ее функции

Защитная дамба Санкт-Петербурга выполняет две функции: защищает город от наводнений и служит автомагистралью, являясь составной частью КАД-Кольцевой автодороги  трассы А-118.

Часть этой дороги проходит по огромному тоннелю, расположенному глубоко под водой (наверху проходит судоходный путь). Путешествие по подводному тоннелю напомнит Вам кадры из фантастического фильма.

Для туристов в летнее время интересна поездка на автомобиле в Кронштадт: с защитной дамбы открывается прекрасный вид на Финский залив (для остановки предусмотрены специальные карманы).

С дамбы устроен съезд на форт Константин, откуда отправляются прогулочные теплоходы с экскурсией по фортам Кронштадта.

Защитная дамба Санкт-Петербурга известна также тем, что здесь снимался клип группы Иванушки  «Тучи».

Защитная дамба сегодня

12 августа 2011 года защитная дамба Санкт-Петербурга была введена в эксплуатацию.

С того времени Кронштадт стал доступен для автомобилистов, как со стороны Лисьего Носа, так и со стороны Ораниенбаума.

Следует заметить, что при закрытии дамбы туристические суда не могут пройти из Финского залива до Морского порта и туристы вынуждены «болтаться» в море часами, дожидаясь открытия судопропускных сооружений, что наносит ущерб репутации города и морскому порту. В некоторых случаях это связано с несогласованностью действий администрации КЗС и руководства Большого порта.

Непогода, пришедшая в праздничные дни в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, спровоцировала сразу несколько массовых аварий.

Аэропорт Пулково был вынужден временно приостановить работу из-за метели и сильного ветра, пригородные поезда прибывали в пункты назначения с отставанием от графика, а затворы защитной дамбы на Финском заливе, защищающей город от наводнений, были закрыты на несколько часов.

Защитная дамба Санкт-Петербурга работает, она в очередной раз предотвратила затопление в Северной столице.