Спецтемы

Китайские инвесторы активно скупают известные европейские бренды

Автор: Сергей Кузнецов

Китайские инвесторы испытывают мощное влечение к компаниям в Европейском Союзе, и их целями становятся известные европейские бренды. В последние бизнесмены из Поднебесной показали заинтересованность в 18-этажном здании на Потсдамской площади в Берлине и в итальянской шинной компании «Pirelli». По каким-то непостижимым причинам, в Европе считают, что китайские инвесторы, даже госкомпании, более безобидны, чем, скажем, российские.

До 2011 года Китай был, в основном, акцептором для европейских инвестиций, но затем мировой долговой кризис погнал цены на активы вниз. Некоторые правительства начали отчаянно пытаться приватизировать госсобственность, а маститые корпорации  стали менее требовательны к потенциальным инвесторам. Китайские покупатели приобрели «Volvo» в Швеции, крупный пакеты акций «Peugeot Citroen» и модного дома «Sonya Rykiel» во Франции, порт Пирей в Греции, рестораны «Pizza Express» и высококлассного производителя одежды «Aquascutum» в Великобритании.

Китайские инвестиции увеличились в геометрической прогрессии.

В прошлом году после заключения сделок по «Peugeot Citroen» и «Pizza Express» - китайская активность сделок слияния и поглощения в Европе установила новый рекорд. Хотя китайские инвестиции в США также выросли, опережая вложения США в Китае, Европа оказалась более гостеприимной.

Китай занимает лишь около 1% европейских прямых иностранных фондовых инвестиций - не о чем волноваться. Но это не включает частные китайские инвестиции, например, скупку недвижимости в Португалии или Латвии. Европа стоит относительно дешево, она открыта и там есть вещи, которые затем используют китайские компании - технологии и бренды.

Компания «Pirelli» последний пример. Потенциальный покупатель, «China National Tire & Rubber Company», входящая в состав государственного гиганта «ChemChina», продает 20 миллионов шин в год, но никто никогда не слышал о ее брендах -«Rubber Six» или «Aeolus». Это не «Pirelli» со славной гоночной историей. Стоимость итальянской компании кажется завышенной по сравнению с «Michelin» или корейской «Kumho». Но она является пятым среди самых ценных шинных брендов в мире. «Michelin» и «Continental» принадлежат к гораздо более крупным компаниям, которые делают их неудобной мишенью для приобретения.

Для амбициозного покупателя с большим количеством денег и производственных мощностей, компания «Pirelli» является идеальной покупкой. Ее рыночная капитализация составляет всего лишь $7,5 млрд. (крошечная, по сравнению с выручкой «ChemChina» в прошлом году, составившей  почти $40 млрд.), и ее имя может продвинуть китайский гигант по производству шин до международной известности. Это похоже на ситуацию, когда китайская компания «Geely» купила «Volvo» - это не только технологии, но и международное признание. Хотя рынок уже перебил первоначальную цену предложения «ChemChina», и китайцам придется идти намного выше, но это вряд ли смутит китайского государственного покупателя.

В этом и заключается проблема

Большинство китайских инвестиций в Европе приходит в существующие, зарекомендовавшие себя фирмы. Почти нет вложений в новые европейские проекты. Нет ничего плохого в покупках частными компаниями – «Pizza Express», которую приобрел «Hony Capital», здания на Потсдамской площади для «Fosun International» и «Ping An Insurance, или спасителе «Volvo» - «Geely». Трансграничный бизнес является распространенным в наши дни. Но когда старые европейские бренды попадают в руки китайской государственной компании, это становится геополитикой, поскольку китайское правительство, таким образом, может расширить свое глобальное влияние. «На данный момент китайские инвестиции - вроде как деньги с неба падают, но это может превратиться в троянского коня. Введение в китайскую политику и ценности в самом сердце Европы», - считает Софи Менье из Принстонского университета.

Европейские инвесторы в Китае обязаны создавать совместные предприятия с китайскими партнерами, а так же действуют другие ограничения в конкретных отраслях. ЕС пытается добиться большей открытости, но Европа остается в невыгодном положении. Открытость для инвестиций китайских государственных образований, означает поддержку режима, не обязательно дружественного Европе и, конечно, не во всем разделяющего европейские ценности. Это ничем не лучше государственных российских энергетических гигантов, таких как «Роснефть» и «Газпром». Они с удовольствием скупают в Европе все, что могут, тем самым укрепляя переговорные позиции Москвы с ЕС.

В эти дни правительства европейских стран настороженно относятся к российским инвестициям. Соединенное Королевство вынуждает миллиардера Михаила Фридмана и его компанию «LetterOne» продать нефтедобычу в Северном море, права на которую она приобрела с покупкой немецкой энергетической компании «Dea», о чем информировал FTimes.ru. Непонятно, что делает для европейцев находящиеся в китайской государственной собственности «Dongfeng Motor» или «ChemChina» более приемлемыми.

Европа нуждается в согласованной политике для решения прямых иностранных инвестиций, установлении четких инструкций относительно того, что допустимо, какие инвесторы приветствуются, а какие нет. Почему европейцы не требуют от иностранных государственных компаний вкладывать деньги в новые проекты? Существует четкое обоснование таких сделок, включая инвестиции китайских атомных компаний в проект по строительству электростанции «Hinkley» в Великобритании. Также имеет смысл требовать от иностранных государственных компаний работы с местными партнерами и получения только неконтрольных пакетов, давая больше свободы для частных игроков. В Китае, конечно, даже частные компании могут служить в качестве инструментов государственной политики. Но, по крайней мере, они, в первую очередь, рыночные агенты, которые заслуживают равных возможностей для конкуренции.

00:12:54 - 54.224.137.45 - CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/) - /economy/2934-kitajskie-investory-aktivno-skupayut-izvestnye-evropejskie-brendy/


Прокомментировать








Выбор читателей



Это интересно