Спецтемы

Деофшоризация в России вряд ли получится без дальнейших реформ

Автор: Сергей Кузнецов
Тема:деофшоризация, оффшоры, Россия

Деофшоризация в России вряд ли получится без дальнейших реформ - вторая часть статьи о процессе деофшоризации. В первой части: «Закон о деофшоризации» может увеличить отток капитала из России, рассматривались предпосылки начала кампании по выведению российских капиталов из оффшоров, а так же «проблемах роста», связанных с неувязками в законодательстве и медлительности регулирующих структур.

Программа добровольного раскрытия вряд ли получится без дальнейших реформ

Правила деофшоризации явно представляют «кнут» для бизнеса, но и «пряник» все же ожидается. Как заявил президент, у России есть также опубликованный проект «амнистии капитала» или программа добровольного раскрытия информации.

Амнистия предназначена для обеспечения гарантии лицам от обвинений о сокрытии, относящихся к предыдущим годам. Программа добровольного раскрытия предлагает физическим лицам возможность раскрывать (до конца 2015 года) их КИК, зарубежные банковские счета, недвижимость и холдинги – без начислений.

В свою очередь, это обеспечит гарантии того, что участник не подлежит уголовной, административной или налоговой ответственности за совершение отдельных преступлений и других нарушений в связи с активами, которые они раскрыли.

Однако на данный момент законопроект выглядит скорее как «смутный манифест», а не однозначный правовой документ, который достигает целей, поставленных Президентом России. Сделать амнистию по-настоящему эффективной, без дополнительных поправок не получится, но они, опять же, еще не разработаны.

В частности, Россия должна ослабить чрезмерно суровые правила валютного контроля для резидентов РФ в использовании личных зарубежных счетов вместо счета, зафиксированного в данных компаний и структур.

Существующие правила российского валютного контроля уходят корнями еще в советские времена, когда, согласно закону, за валютные спекуляции могли приговорить к смертной казни и конфискации всего имущества.

Хотя режим был значительно либерализован, он и близко не обеспечивает ожидаемого уровня снисходительности. Вполне обычные операции, такие, как продажа зарубежной недвижимости или ценных бумаг, с получением выручки на зарубежные счета, которые до сих пор не разрешены, облагаются штрафом в размере до 100% выручки.

Хотя амнистия выдает «индульгенцию» для разглашения зарубежных счетов и последних операций, без изменений в правилах валютного контроля - российские жители могут быть оштрафованы за новые нарушения, с использованием информации из раскрытых счетов.

Все эти меры валютного контроля применяются только к сделкам, совершенным через личные счета, а не счета, открытые на имя оффшорных бизнес-структур, обеспечивающих четкое и законное желание использовать их.

Самое главное, несмотря на все гарантии, с текущей правоприменительной практикой в России не исключено, что добровольно раскрываемая информации в рамках программы, может быть косвенно использована для возбуждения уголовных обвинений против участвующих лиц или иным образом оказывать на них давление.

В частности, существует широко распространенное опасение, что участник может быть обвинен в преступлениях, на которые непосредственно не распространяется амнистия, например,  мошенничестве, определение которых является весьма широким по российскому уголовному праву.

Будет ли система работать или иметь негативные последствия?

В России налоговые условия для бизнеса значительно изменились в течение последних нескольких лет.

С одной стороны, ясно, что страна постепенно переходит в новую эру глобальной налоговой прозрачности. В долгосрочной перспективе - устойчивое структурирование, в отличие от рискованной сиюминутной выгоды, должно быть основным приоритетом для всех российских юридических и физических лиц.

Проблема заключается в том, что Россия пытается протолкнуть эти изменения в период макроэкономического спада, а также сокращения государственных и корпоративных доходов. При избегании налогообложения, международные налоговые правила используются, чтобы выставить большие иски против ведущих западных транснациональных корпораций, работающих в России. Практика использования уголовных обвинений в бизнес-спорах, по-прежнему остается широко распространенным явлением, и некоторые примеры получили широкую огласку.

Негативный эффект от реформы уже заметен. В первые же дни, кампания деофшоризации привела к значительному количеству бизнесменов и даже компаний, особенно в IT-пространстве, которые переместились за пределы России, в поисках стабильного регулирования и ведения бизнеса. В долгосрочной перспективе, нынешняя реформа может привести к снижению количества налогоплательщиков и снижению налоговых доходов, не оправдав надежд российского правительства.

В целях предотвращения такого массового исхода, предлагаемые нормы нуждаются в существенной дополнительной доработке. Это должно не просто сводиться к «Закону о деофшоризации» или «Закону об амнистии», но и включать дополнительные реформы и укрепление законности, восстановление доверия бизнес-сообщества к государству и его веру в положительные изменения в будущем.

Российские власти должны пройти длинный путь, чтобы кампания деофшоризации имела успех. Если не принять срочных мер, эта кампания действительно может иметь неприятные последствия. Цель кампании деофшоризации может быть похвальна и в соответствии с международной налоговой прозрачностью, но, если она не будет «доведена до ума», то может создать нестабильность и увеличить, и без того растущий отток капитала, а не уменьшить его.

Прокомментировать








Выбор читателей



Это интересно