Спецтемы

Россия перекрыла линию снабжения для Западных войск в Афганистане

Автор: Сергей Кузнецов

Еще одной «жертвой» украинского кризиса оказалась линия снабжения для Западных войск в Афганистане. В ответ на санкции, Россия закрыла доступ к железной дороге на Афганистан, проходящей через ее территорию и Центральную Азию. Этот шаг не обрадовал другие страны, вовлеченные в грузоперевозки, потому что все они, включая Россию, получали оплату.

Дороги Афганистана

Дороги Афганистана

Хотя большинство западных вооруженных сил выведены из Афганистана, остались еще около 20 000 военнослужащих, которые служат в качестве военных и технических советников. Сейчас весь наземный трафик должен пойти через Пакистан, что может оказаться большой проблемой. Тысячи лет афганские племена, живущие вдоль дороги, особенно те, кто контролировал ключевые перевалы, кормились с поборов от проезжающих. Эти деньги платились за «крышу» от всевозможных неприятностей вдоль маршрута.

В эти дни по торговым маршрутам обычно проложены дороги, по которым движутся пассажирские автобусы и грузовые автомобили пакистанских и афганских транспортных компаний. Эти компании платят деньги правительствам и мощным племенам, взамен получая гарантию, что их грузовики находятся в безопасности. Это не всегда работает, особенно когда есть большой трафик. Так уже было в 2002 году, когда талибы потеряли контроль над Афганистаном и иностранная помощь хлынула в страну. Это означало большой рост грузооборота, потому что афганская экономика возрождалась, и требовала много импортных материалов. Племена почувствовали возможность «заработать» и размер взяток тоже увеличился.

В ответ Соединенные Штаты преодолели препятствия (главным образом дипломатические) и перенесли большую часть своей линии поставок в Афганистан из пакистанского порта Карачи на железнодорожные линии, идущие через Россию, Казахстан и Узбекистан. НАТО и США вели переговоры с Россией, чтобы разрешить поставки в Афганистан через российские и центральноазиатские железнодорожные линии. Эти железные дороги доходят только до афганской границы, поскольку железных дорог в Афганистане нет. Таким образом, от узбекской границы грузы доставляли в контейнерах грузовиками на юг Афганистана, где стоят войска США и НАТО. К 2011 году около 40 процентов поставок прибывали по «Северной распределительной сети» (СРС). США хотели, чтобы в итоге все грузоперевозки проходили через СРС, но дороги, особенно через туннель Саланг, были не в состоянии справиться с этим потоком. Более того, Россия и другие страны, контролирующие участки железнодорожной сети, потребовали повышения платы за транзит.

Перемещение товаров через границу имеет жизненно важное значение для экономики Афганистана. Большинство племен в районе Хайберского перехода думают больше о деньгах, чем о Талибане. НАТО и США воспринимаются ими как богатые иностранцы, которые могут платить больше, чем афганские и пакистанские торговцы, которые владеют большей частью товаров, идущих по дороге в Афганистан. Взимать дополнительные наличные деньги с богатых иностранцев - это древний и почетный обычай в этой части мира. Но пакистанское правительство было справедливо обеспокоено тем, что США и НАТО будут осуществлять свои грузоперевозки в другом месте, если перебои поставок продолжатся. Смещение линии снабжения в Центральную Азию означало, что порт Карачи и компании-перевозчики могли потерять более $100 миллионов долларов в год. Пакистан пострадал в этом бизнесе, когда большинство войск НАТО покинули Афганистан к концу 2014 года, но теперь он будет получать больший доход, так как СТС был закрыт Россией.

Порты Чабахар и Гвадар

Порты Чабахар и Гвадар

Порт Чабахар

Порт Чабахар

Между тем альтернатива для СТС строится. Это путь из западной части Афганистана в Иран, откуда железная дорога идет в иранский порт. После нескольких лет переговоров, Индия подписала контракт с Ираном в начале мая о инвестиции $100 млн. для модернизации иранского порта Чабахар. Иран разрешит индийцам перемещать грузы в Афганистан и из Афганистана через иранскую дорожную сеть, железные дороги и порт Чабахар. Пакистанский порт Гвадар расположен в 72 километрах к востоку от Чабахара, но индийские отношения с Пакистаном являются слишком ненадежными, чтобы решиться использовать Гвадар (который сейчас контролируется китайскими фирмами). За 2004-2009 годы Индия потратила более $70 миллионов, чтобы построить 218-километровое шоссе из Кандагара (крупный город в юго-западном Афганистане) до иранской границы, которое соединяется с иранскими автомобильными и железными дорогами, которые идут через сотни километров к Чабахару. Это дает Афганистану легкий доступ к океану, минуя Пакистан (вместе с его бандитами, коррупционерами и ненадежной политикой). Афганистан предпочитает иметь тесные связи с Ираном, потому что и Индия, и Афганистан имели проблемы с враждебными действиями Пакистана и его поддержкой исламских террористов. США открыто выступили против проекта Чабахар, но Индия считает важным приложить усилия, чтобы помешать китайскому и пакистанскому влиянию в этом регионе. Иран не разрешит перемещать грузы НАТО по этому маршруту, но коммерческие грузы, которые составляют большинство из того, что отправляется в Афганистан, будут приветствоваться и принесут большую прибыль.


Прокомментировать








Выбор читателей



Это интересно