Спецтемы

Ученые приходят к выводу, что у человека был не единственный предок

Исследователи считают, что обнаружен еще один предок современного человека - Australopithecus deyiremada, живший в Эфиопии между 3,3 и 3,5 миллионов лет назад, в то же самое время, что и австралопитек Люси (Lucy) из вида Australopithecus afarensis.

Открытие, которое было описано 27 мая в журнале Science, проливает новый свет на то, как современный человек эволюционировал, и показывает, что этот процесс был более сложным, чем считалось ранее.

«Новый вид является еще одним подтверждением того, что Люси, относящийся к виду Australopithecus afarensis, был не одним потенциальным видом человеческого предка, который кочевал там, что сейчас является районом Афар в Эфиопии, в середине Плиоцена. Настоящее ископаемое свидетельство на изучаемой территории Ворансо-Милле четко показывает, что существовали, по крайней мере, два, если не три, ранних человеческих вида, живших в то же время и в непосредственной географической близости» - заявил Йоханнес Хайле-Селассие из Кливлендского музея естественной истории в США.

Ворансо-Милле (Woranso-Mille) расположен в районе Арали Исси (Aralee Issie), Месгид Дора (Mesgid Dora), Маках Мера (Makah Mera), Корси Дора (Korsi Dora), Бартеле (Burtele area), Эфиопия, в 520 км северо-восточнее от Аддис Абебы, севернее Хадара, в Центральном Афаре.

Новый вид гомининов был идентифицирован по ряду зубов и челюстных костей, которые были обнаружены в 2011 году так же в Центральном районе Афар в Эфиопии, всего в 35 км от останков Люси. Это один из самых полных скелетов того времени, из всех когда-либо обнаруженных.

Однако, коренные зубы, покрытые зубной эмалью у этого скелета отличались формой и размером от зубов Люси, давая предположение, что эти два человека питались по-разному. Нижняя челюсть была также намного более мощной, чем подбородок у Australopithecus afarensis, что заставило исследователей классифицировать останки как новый вид, который они назвали Australopithecus deyiremada. Слово Deyiremada – переводится как «близкий родственник» на языке народа Афар.

На протяжении десятилетий ученые обсуждали, был ли более, чем один вид гомининов, живущих в период времени между 3 и 4 млн. лет назад. Вплоть до конца 20-го века, все ископаемые свидетельства указывали на то, что одновременно существовал гоминин только одного вида, прежде чем дать начало другому гоминину.

Но в 1995 году гоминин вида австралопитека - Australopithecus bahrelghazali был обнаружен в Чаде и в 1999 году ученые обнаружили Kenyanthropus platyops в Кении, оба из которых, по сообщениям, жили в то же время, что и Люси. Эти открытия были встречены со скептицизмом, но эта новая находка, наряду с несколькими другими находками за последние 16 лет, добавляет больше веса к идее, что эволюция Homo sapiens была не прямой линией от Australopithecus afarensis.

«Этот новый вид из Эфиопии заставляет продолжаться дискуссию о разнообразии ранних гомининов на другом уровне», - сказал Хайле-Селассие. «Некоторые наши коллеги будут настроены скептически насчет этого нового вида, который не является необычным. Однако, я думаю, что настало время заглянуть в ранние этапы нашей эволюции с открытым умом и внимательно изучить имеющиеся в настоящее время данные, полученные из ископаемых, а не сразу исключать окаменелости, которые не соответствуют нашей давней гипотезе».

Теперь главная задача - убедить скептиков, что Australopithecus deyiremada это действительно отдельный вид от Люси, что довольно сложно, учитывая, что мы не знаем многое о том, как наши предки выглядели или как вели себя. Хайле-Селассие признает, что невозможно узнать, могли ли эти два вида даже взаимодействовать?

Палеонтолог Фред Спур из университетского колледжа Лондона в Великобритании, который работал над Kenyanthropus platyops еще в 1999 году, считает, что требуются доказательства, прежде чем отмести прения сразу и навсегда. «Они приводят хорошие причины, почему это разные виды, но я с этим полностью соглашусь, только когда я сам это увижу», - сказал он.

Возможно, в ближайшие годы человечество узнает еще больше о том, от кого оно произошло, но сейчас мы очень рады добавить еще одну ветвь к нашему семейному древу.

Автор: Сергей Кузнецов