Спецтемы

Зонд Rosetta занимается мониторингом воды в коме кометы 67P Чурюмова/Герасименко

Автор: Сергей Кузнецов

MIRO, микроволновый прибор на орбитального зонда Rosetta, впервые обнаружил выброс из молекул воды в коме кометы 67P Чурюмова/Герасименко 6 июня 2014 года, когда зонд находился в 350000 км от кометы, приблизительно равном расстоянию от Земли до Луны. На тот момент комета была в 3,9 а.е. – около 580 млн. км от Солнца.

С начала июля 2014 года MIRO вел постоянный мониторинг воды в коме. Находясь в непосредственной близости к 67P, Rosetta может изучать распределение воды и других молекул вокруг кометы. Наземные обсерватории и околоземные космические телескопы получат глобальное представление о воде в крайних участках кометной комы.

7 сентября 2014 года, когда Rosetta была на расстоянии 58 км от ядра кометы, MIRO получил свою первую карту ядра 67Р и его окрестности. Поскольку MIRO является однопиксельным прибором, сканирующая процедура заняла почти четыре часа, в течение которых ядро повернулось примерно на 90 градусов.

На дневной стороне кометы наблюдаются сильнейшие выбросы воды (эмиссия), и точно так же сильнейшее ее поглощение (абсорбция).

На ночной же стороне и эмиссия, и абсорбция являются минимальными.

Обозначение положения каждого из MIRO спектров относительно ядра кометы. Солнце находится слева.

«Наши наблюдения показывают, что распределение воды в коме весьма неоднородно», - объясняет Николас Бивер, автор исследования.

Не такие большие, но все еще значительные объемы воды обнаружены на протяжении дневной стороны ядра до линии Терминатора между освещенной и темной стороной. Самые низкие объемы воды находятся на ночной стороне кометы – особенно в южных полярных регионах; это может быть обусловлено либо местной дегазацией, либо циркуляционными эффектами в коме, заставляющими воду течь с дневной на ночную сторону.

С сентября прошлого года, ученые получают и продолжают анализировать карты распределения воды в коме кометы 67Р, по мере приближения кометы к Солнцу, с перигелием в августе 2015 года. Аппаратура MIRO работает нормально, и наблюдения за 67Р продолжаются ежедневно.

Прокомментировать