Спецтемы

Астрономы объяснили наличие большого количества лития в нашей Галактике

Автор: Сергей Кузнецов
Тема:звезды, космос, телескоп

У звезд Альфа и Бета Центавра, двух самых ярких на Южном небе, появился в конце 2013 года «конкурент», видимая невооруженным глазом Нова Центавра 2013. Химический элемент литий был обнаружен впервые в Нова, лежащей в 11000 световых лет от нас, с помощью телескопов в чилийской обсерватории Ла Силла. Открытие помогает объяснить загадку того, почему многие молодые звезды содержат больше лития, чем ожидалось.

Легкий химический элемент литий является одним из немногих элементов, которые, как считается, были созданы при Большом взрыве 13,8 миллиардов лет назад. Но до сих пор у астрономов не было понимания количества лития, наблюдаемого в звездах вокруг нас. Старые звезды содержат меньше лития, а некоторые молодые - до десяти раз больше, чем ожидается учеными.

С 1970-х годов, астрономы предположили, что значительную часть дополнительного лития молодые звезды могут получать от новых звездных взрывов, выбрасывая материю в межзвездное пространство, где он способствует созданию основы для следующего звездного поколения. Но подтверждения этой теории получить не удавалось.

Очень подробные новые данные выявили четкую спектральную подпись лития, выбрасываемого из Нова, со скоростью два миллиона километров в час. Это первый случай выявления этого элемента, извлекаемого из Нова на сегодняшний день.

Нова Центавра 2013

Эта фотография телескопа в обсерватории Ла Силла показывает Нова Центавра 2013 в июле 2015 года, как самую яркую звезду в центре изображения через более, чем восемнадцать месяцев после первоначального взрывного выброса. Эта Нова была первой, в которой были найдены доказательства лития.

Масса выброшенного лития в Нова Центавра 2013 оценивается как крошечная (меньше, чем одна миллиардная массы Солнца), но, поскольку в истории Млечного Пути были многие миллиарды Нова, этого достаточно, чтобы объяснить неожиданно большое количество лития в нашей Галактике.

Прокомментировать