Синхронизация мозговых волн у матерей и младенцев максимальна при взгляде друг на друга

Москва, 18:02, 11 Дек 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

При взаимодействии родителей и младенцев, синхронизируются различные аспекты их поведения, в том числе взгляды, эмоции и сердечный ритм, но мало что известно о том, как синхронизируется их мозговая деятельность и каковы последствия этого.

Мозговые волны отражают активность на уровне групп миллионов нейронов и участвуют в передаче информации между областями мозга. Предыдущие исследования показали, что когда двое взрослых разговаривают друг с другом, их общение более успешно, если мозговые волны синхронны.

Исследователи лаборатории Baby-LINC в Кембриджском университете провели исследование, чтобы выяснить, могут ли младенцы синхронизировать свои мозговые волны со взрослыми и может ли на это повлиять зрительный контакт. Их результаты опубликованы в Трудах Национальной академии наук (PNAS).

Команда исследовала мозговые модели 36 младенцев, используя электроэнцефалографию (ЭЭГ), которая измеряет электрические характеристики мозга через электроды на черепе, которые носят участники. Они сравнили активность мозга младенцев с деятельностью взрослого, который пел детские песенки младенцу.

В первом из двух экспериментов младенец смотрел видео женщины, когда та пела песенки. Сначала женщина, чьи мозговые образцы уже были записаны, смотрела прямо на младенца. Затем она поворачивала голову, постепенно отводя взгляд, не переставая петь. Наконец, женщина поворачивалась, и его глаза снова смотрели прямо на младенца.

Как и ожидалось, исследователи обнаружили, что мозговые волны младенцев были более синхронизированы со взрослыми, когда взгляд взрослого встречал взгляд младенца, по сравнению с тем, когда взгляды не пересекались. Интересно, что наибольший эффект синхронизации произошел, когда голова женщины была повернута, но ее глаза все еще смотрели прямо на ребенка. Исследователи говорят, что это может быть связано с тем, что такой взгляд кажется весьма преднамеренным, и поэтому дает более сильный сигнал младенцу, что взрослый намерен общаться с ним.

Во втором эксперименте участвовал реальный взрослый вместо видео. Женщина смотрела прямо на ребенка или отводила взгляд, напевая песенку. На этот раз, однако, ее мозговые волны могли контролироваться вживую, чтобы увидеть, влияют ли они на младенцев, а также наоборот.

На этот раз, как младенцы, так и взрослые, стали более синхронизировать мозговую деятельность друг друга, когда был установлен взаимный зрительный контакт. Это произошло, хотя взрослый всегда мог видеть младенца, и младенцы одинаково интересовались видом на взрослого, даже когда тот отвернулся. Исследователи говорят, что это показывает, что синхронизация мозговых волн происходит при совместных намерениях общаться.

Для измерения намерений младенцев общаться было подсчитано, сколько раз младенцы подавали звуки экспериментатору. Как и было предсказано, малыши прилагали больше усилий для общения, создавая больше звуков, когда взрослый устанавливал непосредственный зрительный контакт, — и отдельные младенцы, которые издавали более длинные звуки, также имели более сильную синхронизацию с взрослым.

Доктор Виктория Леонг, ведущий автор исследования, сказала: «Когда взрослые и младенцы смотрят друг на друга, они сигнализируют о своей доступности и намерении общаться друг с другом. Мы обнаружили, что как взрослый, так и младенческий мозг реагируют на сигнал взглядом, становясь более синхронизированными со своим партнером. Этот механизм может подготовить родителей и младенцев к общению, синхронизируя, когда говорить и когда слушать, что также сделает обучение более эффективным».