Гигантская черная дыра напоминает юлу

Москва, 03:00, 01 Май 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

Недавно в созвездии Лебедя ученые зафиксировали активность черной дыры. Эта гигантская аномалия получила название V404. Она является предметом пристального внимания ученых из-за тех уникальных особенностей, присущих только этому космическому объекту. V404 не только поглощает, но еще и выбрасывает материю. Из недр дыры извергаются тонкие потоки разогретой плазмы и закручиваются довольно причудливым образом.Эти потоки чем-то напоминают лопасти большого пропеллера. Об этом астрофизики сообщают на страницах журнала “Nature”.

Ученые пояснили, что нет ничего удивительного в том, что черная дыра отбирает материю у соседних звезд. Это обычное явление для всех черных дыр, за которыми раньше велось наблюдение. Из этой “украденной” материи состоит пыле-газовый диск вокруг этого космического объекта. Но особенность V404 состоит в том, что оси вращения материи в диске не совпадают по диаметру. Получается, что внутренняя часть раскачивается и потоки сверх горячей материи постоянно меняют свое направление. Австралийский исследователь Джеймс Миллер-Джонс считает, что эта уникальная черная дыра напоминают детскую игрушку — юлу.

Ученые также уверены, что микроквазары могут возникать не во всех системах. Для появления такого феномена необходимо, чтобы в звездной системе было две звезды, одна огромная, с коротким сроком жизни и другая, меньшая по размеру. Когда большая звезда заканчивает свой жизненный цикл, исчерпав ядерное топливо, она превращается в черную дыру и начинает отбирать материю у своего компаньона. Часть “ворованной” материи, устремляется наружу, двигаясь со скоростью света вокруг черной дыры.

Пока ученым не удалось разглядеть микроквазары за пределами Галактики, зато внутри ее они смогли найти четыре гигантских черных дыры. Известно, что объект V404 находился в неактивном состоянии почти двадцать шесть лет и

в июне 2015 года ученые впервые зафиксировали его активность. В общей сложности, под наблюдением микроквазар находится с тридцатых годов двадцатого века. После открытия объекта, было зафиксировано три вспышки.Расстояние от нашей планеты до него примерно 6 тысяч световых лет.

За годы наблюдения, ученые смогли детально изучить структуру этого космического объекта. Он тяжелее Солнца в девять раз и находится в системе, где есть звезда, масса которой на 30% меньше, чем Солнца.

До середины лета 2015 года самым ярким объектом на ночном небе считалась Крабовидная туманность, однако после пробуждения V404, ее яркость в 40 раз превзошла все ее показатели. Не только этот факт привлек исследователей, а и то, что на сегодняшний день они установили, что эту черную дыру можно смело считать настоящей фабрикой по производству антиматерии.

Наблюдать за небесным объектом ученым помогают сверхмощные приборы радиообсерватории VLBA. Команда австралийских астрономов отметила, что полярное струйное течение из дыры, меняло направление примерно один раз в несколько часов. Обычно подобный выброс состоит из двух тонких потоков, которые вращаются вокруг объекта, напоминая вращение детской юлы или гигантского пропеллера, то меняя направление движения, то вовсе исчезая из поля наблюдения.

Ученые считают, что это происходит потому, что пылегазовый диск распался на узкие кольца, имеющие нестабильную структуру. Они вращаются под разными углами сталкиваясь друг с другом. Это следует из описанного учеными действия эффекта Лензе-Тирринга. Когда происходят столкновения, черная дыра мгновенно втягивает освободившеюся материю и, быстро переработав ее, выбрасывает часть, порождая яркие вспышки.

Ценность изучения этого объекта еще и в том, что, по мнению ученых, подобные процессы происходят и в других черных дырах. Если сверхбыстрые выбросы имеют место и там, то это ставит под сомнение более ранние выводы ученых, основанные на снимках небесных систем. Это происходит из-за того, что современная техника не позволяет улавливать настолько спонтанные и быстрые выбросы материи. Исследователи наблюдают за объектом на протяжении многих часов, а затем собирают мозаику из разрозненных снимков. Получается, что если джеты действительно имеют значительные искажения, то и выводы ученых изначально были основаны на неточных данных.