Александр Барыкин – легенда советского регги

Москва, 22:00, 30 Июн 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

Ностальгические воспоминания о расцвете творчества талантливого музыканта Александра Барыкина, история его жизни и забвения раскрыты в статье интернет-издания «Лента.ру». Те, кто еще помнит атмосферу советских дискотек, безошибочно угадают аккорды такого золотого хита как песня «Букет». Автором стихов стал поэт Николай Рубцов, а музыку написал сам Барыкин.

Последним значительным событием в его творческой жизни стал отчетный концерт в Государственном Кремлевском дворце. В 2002 году Александру исполнилось 50 лет. На концерте было много гостей и сама Примадонна выступила с пронзительными словами, которые весьма польстили юбиляру.

Алла Борисовна заявила тогда с кремлевской сцены:

«Я два года простояла в „Веселых ребятах“ на подпевках этому замечательному, талантливому композитору и певцу. И, если надо, сочту за честь и еще постоять: на подпевках, просто рядом, или спеть его песню…».

Пугачева завершила свое выступление блестящим исполнением песни Барыкина «Я пою». Это был последний раз, когда звезда такой величины чествовала талантливого автора и исполнителя.

Через семь лет Александр предпринял еще одну попытку организовать большой концерт в Лужниках. Поводом для мероприятия стала памятная дата – тридцатилетие группы “Карнавал”. Тогда Барыкину удалось собрать только своих коллег по выступлениям в ресторанах и Дворцах культуры. Звездных селебрити на этом концерте уже не было. Журналисты написали после концерта, что зал не заполнился даже наполовину, что могло считаться полным провалом. Уже тогда стало понятно, что Барыкин остался в прошлом и не может вызывать интерес современной публики.

Затем Александру предстояло пережить и финансовые проблемы. Неподъемные долги и осознание того факта, что молодая супруга не готова делить с ним трудности жизни. Болезненный развод не добавил музыканту здоровья. Он все еще пытался выбраться из круга неприятностей, отчаянно хватаясь за любые предложения. Но сил оставалось все меньше, одиночество и стрессы ударили по сердцу. Он перенес два инфаркта, но не мог позволить себе остановиться и отыграл свой последний концерт в Оренбурге. 26 марта 2011 года Александра Барыкина не стало, он не дожил до своего шестидесятилетия один год.

Нашлись неравнодушные энтузиасты, организовавшие еще один концерт, на этот раз уже посвященный памяти Александра Барыкина. Они сделали все, что можно было – манящую афишу с участием Меладзе, Лещенко, Булановой и телевизионную съемку. Коллеги Александра планировали собрать средства на памятник. Примадонна уже забыла о своих признаниях его таланту и не захотела даже поучаствовать в сборе денег. Этот последний концерт показал, что наследия музыканта осталось в далеком прошлом и больше не находит отклика у аудитории. Ни у кого не вызывало сомнений, что Александр был очень талантливым и сумел побывать на вершине эстрадного Олимпа, но его метания и неумение вписаться в новые реалии музыкальных пристрастий привели к полному забвению его наследия.

Было бы несправедливо считать, что Барыкина запомнили только за один хит. Безусловно, песня «Букет», представленная широкой публике в 1987 году, стала счастливым “лотерейным билетом” и мгновенно вознесла певца на вершину популярности. Сразу за народной любовью последовали и такие приятные бонусы, как огромные гонорары и официальное признание в виде диплома «Песня года».

К этому звездному часу он пришел не новичком, а уже популярным исполнителем. Александра называли «пионером советского регги» и «одним из лучших отечественных рок-вокалистов». С начала 80-х кассеты для магнитофонов с его песнями расходились многотысячными тиражами. Во всех уголках СССР звучал его голос, а точнее – это были песни в исполнении группы «Карнавал».

Когда создавалась группа, многие исполнители, выступавшие в ресторанах, мечтали о возможности иметь отметку филармонии в своей трудовой книжке. Александр же, напротив, ушел из легендарных «Веселых ребят»и забрал с собой Евгения Казанцева, которого считали лучшим бас-гитаристом страны. Они согласны были даже на выступления в ресторанах – лишь бы играть свою музыку. Тогда Барыкина увлекало направление синти-попа и ему было интересно исполнять каверы лучших западных хитов. Александр сумел создать свои оттенки регги и это был не стиль Боба Марли, а что-то совершенно оригинальное и свое. Это было единственным явлением на советской эстраде в то время.

Собирая свой коллектив, Барыкину удалось увлечь новыми идеями Владимира Кузьмина, который работал в “Самоцветах”. В течение года, к новой группе примкнула и троица из группы “Красные маки”- Юрий Китаев, Юрий Чернавский и Сергей Рыжов. Фактически, по творческому потенциалу и уровню исполнителей, группа “Черный карнавал” стала первой советской супер-группой. Название было навеяно модным в то время сборником рассказов Рэя Брэдбери.

Настоящий ажиотаж вызвали выступления коллектива в московском ресторане Центрального Дома Туриста. Многие с завистью говорили, что гонорары музыкантов стремительно растут, а послушать продвинутую программу мечтают тысячи фанатов. Вначале, ребятам действительно сопутствовала удача и строгие надзорные органы эпохи застоя, казалось не обращали внимания на их независимый коллектив.

На государственной студии “Мелодия” группа выпустила свою первую пластинку. К тому моменту был готов и новый альбом “Супермен”. Казалось бы, можно идти дальше и заручившись договором с государственной филармонией, уже думать об организации гастролей по всей стране. Но вдруг произошел творческий разрыв Барыкина и Кузьмина. Двум харизматичным лидерам стало тесно на одной сцене. Многие отмечали, что Владимир был более сильным. С собой, Кузьмин увел и всех музыкантов.

Барыкину осталось только название группы, которое он зарегистрировал на себя и это стало самой удачной его инвестицией в будущее. Все остальное Александру пришлось создавать с нуля. Он вновь нашел талантливых музыкантов, заключил договор с Тульской филармонией и продолжил развитие. Очень быстро, группа состоящая из нового коллектива, вышла на прежний уровень популярности. Этому способствовал успех нового регги-хита “Чудо-остров” и другие удачные песни.

Эпоха восьмидесятых стала расцветом популярности Александра Барыкина и его коллектива. Золотыми хитами стали такие песни, как „Букет“, „Аэропорт“, „Маленькая Москва“, „20.00“, „Программа телепередач на завтра“. В 1985 году на студии “Мелодия” вышел его диск “Ступени”. Критики отмечали, что работа над диском в сотрудничестве с Давидом Тухмановым могла стать для Александра путеводной звездой. Барыкин выбрал иной путь, но так и не нашел своего места.

Многие из тех, кто начинал в вокально-инструментальном ансамбле, сумели почувствовать новые веяния и стали “хард-рокерами” и “металлистами”. Они и сейчас не растеряли свою аудиторию и даже накопили солидный багаж регалий и наград. Например, Олег Газманов, начинавший в группах “Атлантик” и “Синяя птица”, сумел перестроиться и стать легендой отечественной эстрады со своим образом “комбата”.

Одного не удалось сделать Барыкину — понять, что нужно меняться, подстраиваясь под требования капризных запросов меняющейся аудитории. Возможно, никто не подсказал ему, как нужно действовать или музыкант сам не захотел этого услышать, ведь он всегда грезил о настоящей музыке и полной свободе творчества. Еще в 1982 году он спел строки в песне “Все пройдет”, которые оказались пророческими:

Все пройдет, придет и мой черед.
И взлечу я тенью золотистой…
На коленях перед жизнью, мне придется дать отчет,
и, как к матери, припасть к земле российской.