Потерянные эпизоды культовой картины “Место встречи изменить нельзя”
Москва, 22:00, 21 Июл 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.
Картина“Место встречи изменить нельзя” вышла на советские экраны 10 ноября 1979 года. Дату премьеры выбрали не случайно. В этот день страна отмечала День милиции. Тогда, еще никто не мог предугадать, что эта работа Говорухина позже станет самым культовым сериалом про работу милиции. Остановимся на том, какие моменты не вошли в окончательный вариант картины.
Сериал показывали пять вечеров подряд и в это время улицы городов буквально “вымирали”. Уровень уличной преступности за эту неделю упал почти до нуля. Многие до сих пор помнят те незабываемые эмоции, когда вся семья собиралась у телевизора, чтобы посмотреть продолжение истории Глеба Жеглова и Володи Шарапова.
В основу картины легли реальные события, описанные братьями Аркадием и Георгием Вайнерами в их романе “Эра милосердия”. Сразу после издания книги, авторы презентовали один экземпляр своему другу — Владимиру Высоцкому. Но актер был сильно загружен работой, поэтому отдал почитать эту новинку Станиславу Говорухину. Режиссер был в полном восторге от сюжета и от героев, а уже через неделю мог наизусть процитировать любой отрывок. Этим он и покорил братьев Вайнеров, которые решили, что именно он и будет снимать фильм. На первой встрече авторов и режиссера было решено, что главную роль Глеба Жеглова сыграет Володя Высоцкий, а все остальное будет решаться по ходу работы.
Также стоит вспомнить, что Говорухин очень жалел, что выбрал на роль Шарапова молодого и никому не известного актера Владимира Конкина. Ведь в напарники к Высоцкому мечтали попасть такие актеры, как Иван Бортник, Всеволод Абдулов и Сергей Никоненко. В итоге выбрали Конкина, который постоянно конфликтовал с режиссером и со всей съемочной группой. Единственным, кто поддержал неуживчегово актера был Владимир Высоцкий, однако это отношение так и не переросло в дружбу.
Изначально, фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» планировался как семисерийный. Но по требованию Гостелерадио его сократили с помощью перемонтажа. Из него вырезали как маленькие фрагменты, так и целые сцены. Ухитрились сократить кинофильм на два часа экранного времени. Много интересных эпизодов не попало в премьерную версию. После монтажа все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они, к величайшему нашему сожалению, благополучно потерялись.
Фронтовое прошлое Шарапова и Левченко
По сценарию, картина начиналась с пролога. Шарапов и Левченко ночью пробираются через линию фронта с раненым немецким “языком”. Эту сцену снимали на болоте. Режиссер браковал дубль за дублем и актерам приходилось снова и снова лезть в холодную воду. Когда эпизод наконец отсняли и актеры начали снимать промокшие гимнастерки, Конкин увидел на спине Павлова следы от банок. Актер совсем недавно вышел из больницы, еще не оправившись полностью от перенесенного воспаления легких. Роль пленного немца сыграл сын Марины Влади — Пьер Оссейн.
Как позже рассказывал старший сын французской актрисы, в картине он снялся совершенно случайно. С матерью он часто бывал на съемочной площадке, приезжая к Высоцкому. Однажды к нему подошел Говорухин и сказал, что нужно сняться в эпизоде. На него надели немецкую форму и отправили на площадку.
К слову, в картине снялся и младший сын Марины Влади. Он играл беспризорника, которого за руку поймала Варя Синичкина в самом начале картины.
Постельная сцена Шарапова и Вари
В соответствии с сюжетом романа, до того, как Шарапов попал в банду, он все же был близок со своей возлюбленной Варей Синичкиной. В офицерском клубе, где Шарапов поразил товарищей количеством боевых наград, он танцует с Варей Синичкиной. В романе, после танцев, девушка поехала к нему.
В книге об этом написано так:
«Я поцеловал ее в плечо и снова поразился, какая у нее нежная, прохладная кожа. Гладя ее вьющиеся волосы и тонкие гибкие руки, я весь сгорал, а она была утоляюще свежая, тоненькая, и пахло от нее солнцем и первыми тополиными листочками, и грудь ее маленькая с нежными лунами светила мне в сиреневом сумраке занимающегося рассвета, а ноги были длинны и прохладны, как реки».
Эти единственные интимные кадры убрали из соображений цензуры. Такое решение понравилось Конкину. Позже актер вспоминал:
«Говорухин поступал по-режиссерски мудро, – говорит Владимир Конкин. – Он заранее снимал некоторые сцены, понимая, что они не пройдут цензуру, но ему проще было отдать их, чем лишиться важных драматургических частей фильма. Среди таких сцен была и постельная. И хорошо, что ее нет. Это трехсекундный эпизод, где, по сути, мы лежим под простынкой. И все. Он и был не нужен, и его в итоге вырезали».
Эпизоды с Промокашкой
Вор Промокашка, сыгранный Иваном Бортником, получился одним из самых запоминающихся персонажей сериала, хотя был на экране всего несколько минут. Речь, манера поведения, походка и «прикид» героя были изображены актером настолько реально, что одна из поклонниц сериала, работник суда, написала Бортнику письмо. Женщина рассказала, что за годы работы она видела множество преступников. И если другие актеры картины гениально, но все же заметно играют свои роли, то по ее мнению, Бортник единственный, кто не играл, а каким-то непостижимым образом сам стал уголовником.
С участием Промокашки убрали две сцены. Вернее, одну вырезали, а второй эпизод так и не смогли отснять.
В сцене о воровской “малине”, в режиссерском варианте, пьяный Промокашка пристает к сожительнице главаря Горбатого, после того, как его подельники уснули. Но этот эпизод так и не смогли снять — актриса не могла сосредоточиться и каждый раз после удара хлопушки начинала истерически хохотать.
Также из идейных соображений убрали и момент, когда Промокашка плюет в лицо Глебу Жеглову. Подробно, о съемках этого эпизода рассказывал Иван Бортник. Он вспоминал, что в этот день у всех было плохое настроение, эпизод явно не получался. Тогда Говорухин попросил Бортника придумать что-нибудь самостоятельно. Импровизации от Бортника не ожидал никто. На выходе из подвала, он вдруг запел блатную песню, а затем стал костерить охранников и пинаться с ними. Актер признался, что настолько вошел в роль, что не удержался и плюнул в лицо Жеглову. Высоцкий оторопел и утерся.
Бортник разошелся настолько, что начал кричать на охранников: «Мусора, суки…». И уже совсем неожиданно на это отреагировали сами охранники. Нужно напомнить, что режиссер пригласил для съемок эпизода бывших милиционеров, которые были на пенсии. Их переодели в послевоенную милицейскую форму и приступили к съемкам.
Когда Бортник стал исполнять свой номер, охранники растерялись. Они понимали, что это актер, но в какой-то момент милиционеры поверили, что перед ними настоящий уголовник. Он стали бить актера, заламывали ему руки так, что Иван закричал от боли. Кроме того, они уже перестали себя контролировать и кричали:
«Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!»
Позже из эпизода убрали и плевок и нецензурную брань уголовника Промокашки. Замминистра МВД Никитин, консультант фильма, сказал:
«А это что за персонаж? Уберите. Не то завтра, в каждом дворе будет стоять по Промокашке».
В итоге весь жаргон и большая часть этой сцены было убрано.
В окончательном варианте картины остался лишь момент, где Промокашка напевает блатную песню:
— А на чёрной скамье,
На скамье подсудимых,
Его доченька Нина и какой-то Жиган,
Это было во вторник..
Гибель Вари Синичкиной
В первоначальном варианте картины, как и в романе, Шарапову не сказали, что Варя погибла от рук бандитов на месте задержания банды “Черная кошка”. Он узнал об этом в управлении, когда вернулся. В вестибюле он увидел фотографию любимой с траурной лентой. Высоцкий был категорически против такого финала и пытался переубедить режиссера, что Варя не должна умирать.
Такое же мнение было и у руководства Гостелерадио. Они решили, что такой финал слишком трагичен. Они не хотели, чтобы в понедельник, советские люди шли на работу в плохом настроении. Переделывали последнюю сцену в авральном порядке. Девушка осталась жива, забрала подкидыша из детского дома и встретила Шарапова с малышом на руках. Правда, актриса Наталья Данилова, на тот момент уже обрезала челку, для другой роли.
Ссора Шарапова с Жегловым
В полной версии после того, как Жеглов застрелил Левченко, Шарапов говорит капитану все, что он о нем думает. Из его слов понятно, что это окончательный разрыв между коллегами. Шарапов обвиняет своего товарища в том, что ему нравиться убивать и что им не по пути. Этот эпизод отсняли, но затем вырезали. Руководство отметило, что товарищи могут не соглашаться с методами и даже отстаивать свою точку зрения, но советский милиционер не может высказывать такие обвинения в адрес старшего по званию.
На одном из творческих вечеров братьев Вайнеров, у авторов спросили: “Получился бы фильм таким, если бы не играл Высоцкий?” Другого ответа никто и не ожидал — конечно, нет. Дело было даже не в том, что Высоцкий был другом писателей и сам попросил отдать ему роль Жеглова. Дело в том, что он был гениальным актером и никто даже не представлял на его месте кого-то другого.
Кстати, сам Высоцкий не считал своего героя идеальным и даже в одном интервью он назвал Жеглова “личностью не особо грамотной”. Но его талант наполнил образ Жеглова такой неимоверной силой, что слова этого героя буквально впечатаны в память.
“Вор. Он должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу!”.
Авторитет Высоцкого на съемочной площадке чувствовался во всем. Говорухин разрешал ему дополнять многие образы. Именно Владимир Семенович придумал шепелявость карманнику Кирпичу и наколку “Лёля” Васе Векшину. В эпизоде, где их товарищ рассказывает про выигрыш в лотерею, Высоцкий сходу придумал фразу: “Что ты, Петюня, это только ты у нас такой умный, а я просто так, погулять вышел”. Возможно, мы потеряли в его лице и гениального режиссера, которым так и не успел стать народный кумир Владимир Высоцкий.