Самый старый протокластер галактики выглядит как «двор королевы Японии»

Москва, 18:01, 27 Сен 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Используя телескопы Subaru, Keck и Gemini, международная команда астрономов обнаружила коллекцию из 12 галактик, существовавших около 13,0 миллиардов лет назад. Это самый ранний из найденных протокластеров. Одна из 12 галактик — гигантский объект, известный как Химико, который был обнаружен десять лет назад телескопом Subaru и назван в честь мифологической королевы в древней Японии. Это открытие предполагает, что крупные структуры, такие как протокластеры, уже существовали, когда Вселенной было всего около 800 миллионов лет, то есть 6 процентов от ее нынешнего возраста.

В современной Вселенной галактические скопления могут содержать сотни галактик, но как эти кластеры образуются — большой вопрос в астрономии. Чтобы понять формирование кластеров, астрономы ищут возможных прародителей в древней Вселенной. Протокластер — это плотная система из десятков галактик в ранней Вселенной, превращающаяся в скопление.

Юичи Харикане, сотрудник JSPS в Национальной астрономической обсерватории Японии, который возглавлял группу астрономов, объясняет: «Протокластер — это редкая и особая система с чрезвычайно высокой плотностью, которую нелегко найти. Чтобы преодолеть эту проблему, мы использовали телескоп Subaru для картографирования большой области неба и поиска протокластеров».

На карте Вселенной, составленной телескопом Subaru, команда астрономов обнаружила кандидата на протокластер, z66OD, где галактики в 15 раз более сконцентрированы, чем обычно для той эпохи. Затем группа провела последующие спектроскопические наблюдения с использованием обсерватории Keck и телескопа Gemini North, подтвердив 12 галактик, которые существовали 13,0 миллиардов лет назад, что делает это скопление самым ранним из известных на сегодняшний день протокластеров.

«Разумно найти протокластер около массивного объекта, такого как Химико. Однако мы удивлены, увидев, что Химико расположен не в центре протокластера, а на краю, в 500 миллионах световых лет от центра», — сказал Масами Оучи, член команды из Национальной астрономической обсерватории Японии и Токийского университета, который открыл Химико в 2009 году.

По иронии судьбы, мифологическая королева Химико также, как говорят, жила вдали от своих людей.

Оучи продолжает: «До сих пор не понятно, почему Химико не находится в центре. Эти результаты станут ключом к пониманию взаимосвязи между скоплениями и массивными галактиками».