Техосмотр в 2020 году будет проходить по новым правилам

Москва, 22:06, 22 Окт 2019, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

О том, насколько важно техническое состояние автомобиля на дороге для водителей не новость, вот только относятся они к проведению ТО по-разному — одни добросовестно его проходят в установленные сроки, а другие просто покупают диагностическую карту и страховой полис через интернет.

В 2020 году ТО будет проходить по новым законам — повысятся требования к исправности всех транспортных средств, безопасности пассажиров, страхованию, перевозке детей, наличию диагностических карт, вступит в силу закон об увеличении штрафов за езду без техосмотра и другие нарушения.

Заменив талоны гостехосмотра на диагностические карты от частных операторов, власти думали, что навели в деле контроля состояния машин порядок.

Несколько лет нового формата показали, что ничего не изменилось, а даже стало хуже: технические дефекты стали третьей по популярности причиной ДТП, взяв на себя 3,7% дорожных инцидентов.

Раз так, то пора менять систему еще раз…

 Техосмотр сегодня

Техосмотр сегодня, по сути, это процедура по отъему отъем денег у автовладельцев в нагрузку к покупке полиса ОСАГО.

Поиск в Интернете выдает миллионы результатов того, как можно, не выходя из дома, за условные 500 рублей купить диагностическую карту и она будет настоящей!

Все дело в том, что по действующему закону «О техосмотре» факт проверки транспортного средства должен фиксироваться в Единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО), которая находится под контролем ГИБДД.

На руки водителю выдается диагностическая карта или даже присылается ее образ в электронном виде, и вот эта карта является основным подтверждающим документом для получения ОСАГО.

Если номер диагностической карты внесен в базу ЕАИСТО, то у автомобилиста никаких проблем не будет, даже если его машина на самом деле и не посещала пункт техосмотра.

При оформлении полиса ОСАГО его диагностическая карта будет считаться абсолютно подлинной.

Кстати, далеко не все страховые агенты проверяют номер диагностической карты по базе. Они и не обязаны! Проверить регистрацию техосмотра в базе ЕАИСТО очень просто: есть общедоступный сервис. Но многим страховым агентам достаточно увидеть распечатку карты (в этом случае «прокатит» даже самая грубая подделка). Разве что для покупки полиса е-ОСАГО через Интернет, как правило, все-таки потребуется регистрация карты в системе.

Надо отдать должное Российскому союзу автостраховщиков (РСА), который с 2012 года отвечает за техосмотры. В последнее время его сотрудники стали лучше относиться к своим обязанностям и тщательнее проверять работу пунктов технического осмотра. Считается, что в последнее время наметилась тенденция по увеличению реально проведенных техосмотров и сокращению выдачи карт без диагностики.

Каким будет техосмотр в 2020 году

В июне 2020 года должны вступить в силу изменения в закон о техосмотре,  автовладельцы уже наслышаны об изменениях в процессе прохождения ТО, но надеются  в душе, что их будет не так много и в финансовом плане они не сильно ударят по карману.

 Закон ужесточает требования, и уже дистанционно без реального осмотра автомобиля пройти техосмотр в 2020 году станет практически невозможно.

На сегодняшний день представители многих страховых компаний предлагают оформить полис ОСАГО с одновременным выписыванием диагностической карты без фактического прохождения техосмотра за 1 тысячу рублей.

По новому закону фотофиксация будет привязана к каждой линии ТО. Такая практика была ещё до 2011 года. Сейчас хотят сделать её более жесткой: в определённом месте будет вестись фотографирование автомобиля с нескольких сторон — это обяжет водителей приехать на линию и предоставить свой автомобиль для реального осмотра, в противном случае данные, в том числе и по фотофиксации, не будут отражены в ЕАИСТО (единой автоматизированной информационной системе технического осмотра), а эксперты, не проводящие должным образом ТО, будут нести ответственность вплоть до уголовной.

Водители могут быть оштрафованы на 2 тысячи рублей за непрохождение техосмотра.

Для получения аккредитации операторы технического осмотра (ОТО) с вступлением в силу 122 ФЗ (8 июня 2020 года) должны будут пройти осмотр РСА, чтобы подтвердить свой статус.

Обязательной будет не только документальная проверка, но и выезд на место представителей РСА, возможно, это будут и региональные комиссии в составе с представителями РСА, исполнительной власти и представителей профессиональных объединений — пока это в процессе обсуждения.

Сейчас новый закон активно обсуждается — Справедливороссы предлагают вообще отменить ТО, много дискуссий ведётся о том, что если не будет аккредитовано достаточное число ОТО, то может «подвиснуть» и ситуация с ОСАГО, так как без прохождения ТО автомобилист не может получить полис ОСАГО.

Делать это всё на общественных началах и переложить всю эту нагрузку на плечи руководителей ОТО, наверное, будет не совсем правильно, потому что у нас и так операторы на грани выживания — те тарифы, которые сохранились, едва позволяют сводить концы с концами.

Конкретика по всем этим вопросам появится в четвёртом квартале текущего года, когда будут готовы все подзаконные акты, касающиеся, в том числе, и надзора ГИБДД, который должен появиться на станциях ТО, проверяющих общественный транспорт — автобусы и т. д.

Сколько будет стоить техосмотр в 2020 году

Для того, чтобы ПТО оставались рентабельными, планируется поднять цены. Поскольку техосмотр является государственным, то стоимость услуг регулируется сверху.

В каждом субъекте установлен свой максимальный порог, который утверждает ФАС. Так, в Москве сегодня диагностическая карта для легкового автомобиля официально стоит 720 рублей, в Санкт-Петербурге — 881 рубль.

В среднем цена по стране колеблется в районе 400 рублей, при этом дороже всего техосмотр обойдется в Приморском крае (983,14 руб.), дешевле — в Астраханской области (265 руб.).

При нынешнем положении, когда диагностические карты зачастую выдаются без присутствия автомобилей, такие расценки могут быть оправданы, но когда нужно будет проводить настоящие проверки, потребуются совсем другие затраты: от повышенного расхода электричества и компенсации амортизации оборудования до оплаты аттестации (20 000 рублей за аттестат одного ПТО + 15 000 рублей за ежегодное подтверждение соответствия требованиям аккредитации) и зарплат сотрудникам.

Новый закон указывает, что один оператор-эксперт может работать только на одной линии. Значит, потребуется больше сотрудников определенной квалификации.

Реальное увеличение затрат операторов должно привести к повышению стоимости ТО. Насколько это позволит сделать ФАС — покажет время.

Тарифы на ТО не менялись с 2011 года, с тех пор выросли и арендные платежи, и зарплаты, и затраты на поверку оборудования.

Пока же, по оценке РСА, стоимость ТО не должна быть ниже 1000 рублей, а насколько она будет выше — будет ясно из новой методики расчета стоимости техосмотра, которую примут в ближайшие месяцы.