Штрафы за отсутствие тахографа в грузовых авто и автобусах
Москва, 23:05, 05 Ноя 2019, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.
1 ноября в России вступили в силу два закона — изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и поправки в ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения».
Первый вводит новые штрафы за отсутствие тахографа и несоблюдение режима труда и отдыха. Второй обязует физических собственников грузовиков этот самый тахограф устанавливать и этот самый режим соблюдать.
Авторы законодательной инициативы считают, что новые правила позволят повысить безопасность пассажиров, так как при наличии работающего тахографа транспортные компании не смогут отправлять в рейсы уставших водителей.
Новый закон уже вызвал негативную реакцию водителей и владельцев транспортных компаний. В связи с введением в эксплуатацию тахографов нужно сокращать рабочее время водителя, что в результате отражается на его зарплате, в рейс выходит меньше автобусов, а если набрать сменщиков, то штат увеличится в два раза.
Согласно ФЗ «О безопасности дорожного движения», тахограф — это устройство, которое непрерывно регистрирует скорость, маршрут движения, время управления автомобилем и отдыха водителя.
Тахограф — это прибор, который помогает контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителями, что должно снижать риск переработок и переутомления за рулем.
Тахограф представляет собой небольшой компактный блок, который устанавливается в гнездо автомагнитолы или спидометра.
Устройство, как правило, имеет помимо дисплея, печатающее устройство (выводит данные на термоленту), считыватель тахографических карт (для идентификации водителя), GPRS-модем, датчик движения и криптографический модуль со встроенным приемником сигналов ГЛОНАСС.
Тахограф должен быть установлен в автобусах и микроавтобусах, которые осуществляют регулярные перевозки граждан, в грузовых автомобилях, троллейбусах, спецтехнике (в каретах скорой помощи, пожарных и др.), в учебных автомобилях.
В соответствии с постановлением правительства № 382, для перевозчиков, работающих по городским маршрутам, установка тахографов станет обязательной с 1 июля 2020 года.
Тахограф должен быть с блоком СКЗИ, для международных перевозчиков — соответствующим положениям ЕСТР. Допустимые модели тахографов, модели блоков СКЗИ и модели карт перечислены реестрах Росавтотранса. Другие использовать запрещено!
Поскольку физический собственник грузовика получить допуск к международным перевозкам, в принципе, не может, в его автомобиле может стоять только тахограф СКЗИ.
Водитель обязан:
- перед началом движения вставить карту водителя в тахограф;
- ввести ручной ввод данных, если они не регистрируются автоматически;
- изъять карту водителя из тахографа при завершении ежедневного периода работы;
- по требованию представителей контрольных органов предоставить доступ к тахографу, карте водителя, распечатать информацию с тахографа;
- не использовать загрязненную/поврежденную карту водителя;
- не извлекать карту водителя во время движения;
- не использовать карту с истекшим сроком действия (срок замены — 3 года).
Водителю запрещается:
- движение с неработающим, подвергшимся модификации или неисправным тахографом (за исключением тех случаев, когда тахограф сломался в пути);
- использование тахографа с блоком СКЗИ с истекшим сроком действия (срок его замены — 3 года);
- блокирование, корректировка, фальсификация и пр. регистрируемой тахографом информации;
- уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя.
Познакомиться со всеми требованиями к водителю можно в Приложении №3 к Приказу № 36 Министерства транспорта.
С 1 ноября 2019 года наличие тахографов и их соответствие требованиям проверяют во время техосмотра.
Успешно пройти его смогут, если прибор:
опломбирован;
настроен не позже, чем в последние три года;
выводит на печать информацию о регистрационных данных транспорта, номере программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени;
сведения о результатах поверки тахографа есть в «Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений».
Начиная с 1 ноября 2019 года все автобусы, а также все грузовые машины должны были быть оснащены тахографами. Это требование касается транспортных средств, масса которых превышает 3,5 тонн.
Ранее эта обязанность распространялась только на юрлиц и ИП, а теперь речь идет о транспорте, принадлежащем и физическим лицам.
Исключение из общего правила сделано для эвакуаторов, бетономешалок, троллейбусов, ритуальных и инкассаторских машин, молоковозов и автолавок, передвижных телестудий.
Чтобы закон заработал, нужно внести изменения ПДД и утвердить приказом Минтранса порядок оснащения тахографами автомобилей физлиц, но такие нормативные акты по данным на 31 октября приняты не были. Разработка подзаконных актов находится в «высокой степени готовности», а приказы находятся на регистрации, как сообщают СМИ.
До 1 марта тахографы должны быть установлены на грузовики массой до 12 тонн.Требование по оснащению легких автобусов, которые используют многодетные семьи, должно быть выполнено до 1 января 2022 года.
Вместе с требованием на обязательную установку тахографа повысятся и штрафы за отсутствие этих устройств:
Для водителей сумма штрафа составляет от 3 до 5 тысяч рублей.
Должностным лицам, выпустившим на линию транспортное средство с неисправным тахографом или без него, придется заплатить в несколько раз больше.
Для ИП предусмотрен штраф от 15 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 20 до 50 тысяч рублей.
Также будет штрафоваться нарушение норм времени управления транспортным средством и отдыха.
Есть одно исключение, когда санкции не будет, – тахограф сломался во время работы машины после предрейсовой проверки, но должно быть доказано, что поломка произошла именно в рейсе, потому как начинать движение с неисправным тахографом запрещено!
Для доказательства следует перед выездом сделать распечатку с тахографа, а также (не помешает) и отметку в путевом листе об исправности устройства.
Чтобы при поломке тахографа в рейсе избежать штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха, рекомендуется на оборотной стороне чека вручную расписать график управления автомобилем и перерывов от вождения.