Самые быстрые автомобили для спецслужб: что скрывалось под капотом у «догонялок»

Москва, 20:01, 26 Апр 2020, редакция FTimes.ru, автор Андрей Андреев.

Спецслужбы в СССР всегда обеспечивались самыми новейшими достижениями науки и техники, ведь от этого зависела безопасность страны как на внешнем, так и на внутреннем фронтах. В частности, службам государственной безопасности требовались скоростные автомобили. При этом, внешне они не должны были отличаться от обычных рядовых моделей.

Перед конструкторами ведущих автомобильных заводов страны была поставлена задача – добиться высокой скорости и мощности спецавтомобилей без изменения их внешнего вида. Первые шаги были сделаны работниками Горьковского автозавода, которые умудрились поставить V-образный 8-цилиндровый двигатель под капот рядовой «Волги» ГАЗ-21. Автомобиль получил официальный индекс ГАЗ-23 и неофициальное прозвище «Догонялка». Использовался он, в основном, сотрудниками КГБ. Справедливости ради нужно сказать, что более мощные двигатели ставились на автомобили Горьковского автозавода и раньше: например, на ГАЗ-М1 до войны, и на ГАЗ-20 после.

Однако в 70-х годах, с запуском Волжского автозавода, инженеры начали разработку совершенно иного двигателя. Принципиально отличающийся от классического двигателя внутреннего сгорания – ДВС, роторно-поршневой двигатель, сокращенно РПД, разработал немецкий инженер Феликс Ванкель.

Только на родине изобретателя этот двигатель не был признан, а вот японцы, в частности, компания Mazda, достигли в этом направлении определенных высот. В 1973 году на изобретение обратили внимание и советские инженеры. Именно разработки Mazda стали основой для советского РПД, который появился уже в 1975 году, и тут же был испытан на автомобиле ВАЗ-2101, получившего индекс ВАЗ-21018.

Однако первый «блин» вышел комом: мало того, что двигатель работал нестабильно, так еще и мощность была ненамного выше оригинального 1200-кубового: 70 л.с. по сравнению с 64 л.с. у стокового. Разработки продолжились, и уже в 1979 году вышел второй вариант двигателя – двухсекционный с мощностью 120 л.с.

Этот мотор стал практически самым мощным и надежным во всем Советском Союзе. Модернизация двигателя продолжалась, и уже в 1992 году мощность его достигала 140 л.с. Такими двигателями комплектовались не только автомобили спецслужб – после распада СССР купить автомобиль с таким двигателем мог любой желающий.

Однако у таких двигателей были и недостатки, причем довольно существенные. Поскольку двигатель в отличии от классического ДВС прогревался неравномерно, имело место коробления деталей, в частности, корпуса. Из-за этого у двигателя был меньший по сравнению с ДВС ресурс пробега.

Кроме того, РПД требовали больше топлива и расходных материалов: около 20 л на 100 км бензина, и от 0,5 до 1 л масла на 1000 км. Однако для государственных служб безопасности преимуществ было больше, чем недостатков: высокие динамические характеристики, максимальная скорость на 30-40% выше, чем у обычных автомобилей, высокая ремонтопригодность. Именно по этой причине большинство правительственной техники: лимузины, мотоциклы, катера и амфибии комплектовались двигателями РПД.

Сегодня двигатель Ванкеля – экзотика, тем не менее, его активно используют стритрейсеры, а автомобили с заводским РПД высоко ценят коллекционеры автомотостарины.