Остроумное творение советского автопрома: почему не прижились «бесконечные» шины

Москва, 12:32, 29 Апр 2020, редакция FTimes.ru, автор Андрей Андреев.

В 50-е годы прошлого века страна столкнулась с огромным дефицитом различных товаров и ресурсов. И это неудивительно: после войны отстраивались города, заводы, фабрики, налаживалось производство, и ресурсов явно не хватало.

Возрождение автомобильной промышленности несло для разрушенной страны огромную пользу, однако часто производство автомобилей стопорилось из-за нехватки деталей. Вопрос с прокатным листом, который использовали для производства кузовов легковых автомобилей и кабин грузовых, кое-как удалось решить: в массовое производство пошли легковые автомобили-кабриолеты, за счет чего удалось сэкономить какое-то количество прокатного листа.

Кузова небольших фургонов и кабины грузовиков стали делать из дерева и обшивать жестью. А вот вопрос с резиновыми покрышками был очень болезненным. Нередко на заводских площадках можно было увидеть готовые автомобили без колес – их попросту не хватало. На помощь пришли инженеры, которые придумали так называемую «бесконечную шину».

Принцип работы «бесконечной шины» был до гениальности прост. Поскольку при эксплуатации у обычных шин в основном изнашивался только протектор, было принято решение сделать его сменным. На колесе делались фиксирующие выступы, на приспущенное колесо одевались три протекторные полоски, колесо надувалось – вуаля! Поменять изношенный или порвавшийся протектор было очень просто: достаточно было поддомкратить колесо и приспустить шину. Это можно было сделать очень быстро и в любых дорожных условиях.

Изобретение испытывали на самом распространенном в то время грузовике ГАЗ-51. Однако на практике все было не так радужно. Наиболее сложным делом оказалось постоянное слежение за состоянием колес: при малейшем снижении давления в покрышках кольца слетали и рвались. То же самое происходило и при попадании между кольцами мелких камушков: как известно, СССР не могла похвастаться хорошими дорогами, а в послевоенное время и подавно. И наконец, новые колеса пробуксовывали на подмокших грунтовых дорогах.

В целом, неудобство эксплуатации превысило экономическую выгоду, и не последнюю роль сыграла безопасность: автомобили с «бесконечными» шинами подвергали опасности других участников движения, а лопнувший скат мог стать причиной аварии. Поэтому производство таких шин было прекращено. Со временем государство сумело решить проблемы с производством нужного количества автомобильных шин, и изобретение российских инженеров было благополучно забыто.

Позднее проблему быстрого износа шин попытались решить способом «наварки», то есть наращивания нового протектора сверху изношенного старого. Однако это уже совсем другая история…