Инопланетную жизнь следует искать не только на планетах, но и в атмосфере коричневых карликов

Москва, 10:30, 14 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

В нашей галактике Млечный путь, кроме планет и астероидов, можно встретить массивные субзвездные объекты – холодные коричневые карлики, которые по своим размерам даже больше Юпитера. Недавние исследования показали, что в верхних слоях атмосферы этих небесных тел сохраняются такие же температура и давление, как и на Земле. Это означает, что мы имеем еще одно потенциальное место для существования в нем инопланетной жизни.

Микроорганизмы могут дрейфовать в слоях атмосферы коричневых карликов

Планетолог Джек Йейтс из Эдинбургского университета считает, что специалисты должны пересмотреть концепцию, по которой признаки жизни следует искать только на планетах, где есть твердая почва под ногами. На самом деле жизнь может существовать и в воздухе. Здесь речь идет не только о птицах, для которых это родная стихия, но и о самых разнообразных микроорганизмах.

Выдвигаются предположения о существовании так называемого «небесного планктона», который может дрейфовать в верхних слоях атмосферы планет. Например, в 1976-м году Карлом Саганом было выдвинуто предположение о наличии целой экосистемы в атмосфере Юпитера. С тех пор исследователи даже пытались обнаружить жизнь в не совсем гостеприимной атмосфере Венеры, насыщенной углекислым газом.

Сегодня специалисты открыли множество новых небесных тел, в том числе и холодных коричневых карликов, в атмосфере которых сохраняется комфортная температура. В 2013-м году был обнаружен коричневый карлик WISE 0855-0714, расстояние от которого до Земли составляет всего семь световых лет. Его атмосфера состоит из водяных облаков.

Недалеко от Земли находится ряд коричневых карликов, которые можно изучить на наличие жизни

Джек Йейтс с коллегами попробовал смоделировать ситуацию, в которой микроорганизмам в насыщенной водородом атмосфере было бы комфортнее всего. Он выяснил, что таким организмам необходимо быть «грузилами», то есть уметь перемещаться из верхних слоев атмосферы в более комфортные для жизни нижние. Эти создания могут питаться углеродом, водородом, кислородом или азотом, которые есть в земной атмосфере.

Безусловно, предположение носит лишь теоретический характер, но видные ученые умы уже назвали ее прорывом. Это открывает новые горизонты, ведь на сегодняшний момент мы обладаем информацией о том, что в пределах тридцати световых лет от Земли могут располагаться целых десять коричневых карликов, и в связи с новыми обстоятельствами все они вызывают интерес для изучения.

Современный космический телескоп имени Джеймса Уэбба может с легкостью определить химический состав атмосферы коричневого карлика, и если он сходен с земным, то можно приступить к более тщательным исследованиям этого объекта. Исследователи уже гадают по поводу того, каким образом могла зародиться жизни на коричневых карликах – посредством химических реакций на поверхности частиц пыли, или прибыла туда на астероиде и захватила среду обитания. В любом случае, сейчас исследователям предстоит решить куда более насущный вопрос – как добраться до ближайших к Земле коричневых карликов. Ведь в данный момент человечество больше грезит исследованиями Марса, чем каких-то субзвездных образований и микроорганизмов, обитающих на них.