Почему в США ученики сидят за столом поодиночке, а в России до сих пор по двое

Москва, 06:07, 08 Сен 2021, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Подходы к обучению и организации учебного процесса в разных странах отличаются, иногда очень сильно. То, что привычно для учеников одного государства, может казаться странным для учеников другого.
Вспомните американские фильмы про школу и колледж. На кадрах дети всегда сидят за одиночными партами. Соответственно, списать у соседа по столу никак не получится, да и задания ученики получают индивидуальные. Но только ли с этим связан выбор одноместных парт? И почему в России дети как сидели, так и сидят по двое?

Как организуют учебное пространство в Америке?

Справедливости ради заметим, что не только в США ученики привыкли к одиночным партам. Многие страны Европы придерживаются той же традиции, как и учебные заведения Юго-Восточной Азии. Более того, когда преподаватели и дети узнают, что бывает иначе, то сильно удивляются.

Понимание детской психологии западными педагогами таково, что не позволяет ограничивать пространство ребенка. Считается, что любой ученик испытывает стрессовое состояние, когда его личное пространство кто-то нарушает. Имея свой собственный стол, ребенок чувствует себя более комфортно, можно даже сказать, что защищенно. А задача учителя и школы в целом — обеспечить наиболее уютные условия детям в процессе обучения.

Как показывают статистические данные, дети становятся не только спокойнее, когда сидят поодиночке, но и увереннее в себе, успешнее в учебе. Ребенок уже не может рассчитывать на то, что ему удастся списать или подсмотреть ответ. Дисциплина в классе тоже только выигрывает от организации учебного процесса таким образом. Дети не будут отвлекаться друг на друга и болтать во время урока.

Почему же в российских школах дети сидят по двое?

Российские школьники сидят по двое за партой уже более ста лет. Такие правила ввели еще в конце XIX века стараниями студента из Петербурга. Инициатора звали Петр Феоктистович Коротков. Он сам тоже учился за одноместной партой, которую разработал в свое время российско-швейцарский врач-гигиенист Федор Федорович Эрисман. Но Коротков, примкнув к революционной организации, вскоре был отправлен в ссылку на Урал. Его, как будущего педагога, направили работать местным учителем. Тут он и ужаснулся нормам организации школьного процесса. Дети сидели в ряд, мешая друг другу. Им не хватало ни места, ни инвентаря.

Юный энтузиаст решил, что пора что-то менять, и предложил новый вариант ученической парты, за которой могло сидеть только двое детей. У учеников появилось гораздо больше пространства, но, тем не менее, оно было экономно распределено между классом. Дети могли использовать дефицитные учебники на двоих. Петр Коротков показал свое изобретение на выставке в 1887 году. Оно настолько понравилось комиссии, что его даже наградили серебряной медалью. К моменту появления Советского Союза такие парты были распространены по всей стране.

Никто, ни педагоги, ни психологи, тогда не задумывались о потребности ребенка в индивидуальном пространстве. Никто не говорил о личных границах или психологическом комфорте. Вероятно, это связано с общественно-политической ориентацией СССР, как и ранее — Российской империи. Здесь приоритетом считалась сплоченность, коллектив был просто-таки краеугольным камнем социального устройства, в то время как Запад шел дорогой подчеркнутого индивидуализма.