В России планируют ввести запрет на старые автомобили

Москва, 21:40, 16 Авг 2019, редакция FTimes.ru, автор Дмитрий Новах.

В России надо запретить транспортные средств, «достигшие предельного срока эксплуатации». С такой инициативой выступил в среду Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Свое предложение депутаты отправили в Минпромторг и Минтранс.

Запрет на коммерческое использование старых автомобилей

В России может быть введен запрет на эксплуатацию автомобилей, которые достигли предельного срока своей службы, сообщает издание «Коммерсант» со ссылкой на проект комитета Госдумы по промышленности.

Очевидно, проект направлен на то, чтобы подстегнуть интерес к приобретению новых, а не подержанных автомобилей. Также уточняется, что пока речи о запрете старых авто для населения не идет — речь идет только о транспорте, используемом в коммерческих целях (вероятно, что служебные авто также войдут в этот список).

Однако проект пока существует на уровне идеи: нет точных данных о том, какой именно срок эксплуатации является предельным для автомобиля, а также будет ли влиять пробег на этот срок.

ГИБДД сообщает, что в стране зарегистрировано около тридцати миллионов автомобилей старше 15 лет. Теоретически, все они могут подпасть под ограничения.

Запрет старых автомобилей в России нереален

Минпромторг подтвердил, что к ним поступили рекомендации по выводу из оборота старых автомобилей. И некоторые из них уже реализованы, например, существует возможность вводить ограничение движения авто в зависимости от экологического класса. В Минтрансе также сообщили, что предложения получили. Они находятся на рассмотрении. Более конкретной оценки ведомства не дали.

Чего не скажешь о коллегах инициаторов. Идея запрета далека от реальной жизни, считает первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков:

«Нигде в мире нет предельного возраста эксплуатации автомобилей. Да некоторые трехлетки не могут пройти техосмотр — настолько «убиты». А масса машин «в возрасте» — в прекрасном состоянии».

Депутат отмечает, что подобные инициативы всегда имеют огромный общественный резонанс. С этим согласен и директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

«Так называемые старые машины имеют сегодня в основном люди пенсионного возраста, которые используют их сезонно, то есть в основном для поездок на дачи. Особого ущерба окружающей среде такой транспорт не наносит», — отмечает Блинкин.

Что же касается пассажирского транспорта, то требовать от регионов обновить его по мановению волшебной палочки не получится, добавляют эксперты.

Комментарий эксперта

«Безусловно, предложение запретить старые автомобили продиктовано заботой о нашей экологии, потому что слишком много таких машин колесит по российским дорогам. Это еще и забота о нашей безопасности, поскольку в случае аварии водители и пассажиры старого автомобиля, скорее всего, не выживут.

Но, с другой стороны, надо понимать, какое количество старых машин в России. И это не потому, что россияне ценят ретро-автомобили, а потому, что у них попросту нет материальной возможности приобрести новую машину», — рассказал партнер аналитического агентства «Автостат», автообозреватель радиостанции «Вести FM» Игорь Моржаретто.

Моржаретто напомнил, что средний возраст автомобилей в России — 12,5 лет и в последние годы он только увеличивается.

«Поэтому обсуждаемое предложение я считаю необдуманным. К тому же непонятно, что такое «предельный срок эксплуатации». Я много лет занимаюсь автомобильной тематикой и такого термина не знаю», — сказал автоэксперт.

По его словам, за рубежом пытаются «мягко выдавливать старые автомобили с рынка и из парка».

«Делается это путем введения льгот для владельцев старых автомобилей при покупке нового транспортного средства, путем льготного автокредитования. В России, кстати, была государственная программа утилизации, при которой человек, сдавая старый автомобиль, получал серьезную скидку на покупку нового. К сожалению, эта программа ушла, что очень зря. И иных программ, которые бы мягко подтолкнули человека на покупку нового автомобиля, нет. А просто так запретить старые машины — очень опасно с социальной точки зрения, это чревато социальным взрывом», — заметил Игорь Моржаретто.