Джеймс Гилрей – человек, которого боялся сам Наполеон Бонапарт
Москва, 23:40, 18 Ноя 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
Наполеон Бонапарт, один из самых узнаваемых в мире, обычно изображается с одной рукой, заложенной за борт его жилетки – невысоким и агрессивным. Его якобы небольшой рост и вспыльчивый характер создали термин «комплекс Наполеона» — распространенное мнение о том, что невысокие мужчины, как правило, компенсируют недостаток роста с помощью властного поведения и агрессии.
Так был ли Наполеон действительно коротышкой?
На самом деле он был, вероятно, среднего роста. Согласно французской шкале дометрической системы, он был невысоким 5’2”. Но французский дюйм (pouce) того времени составлял 2,7 см, в то время как имперский дюйм был короче — 2,54 см. Три французских источника — его камердинер Констант, генерал Горго и его личный врач Франческо Антоммарки — сказали, что рост Наполеона был чуть более «5 pieds 2 pouces». Применяя французские измерения того времени, это составляет около 1,69 метра или чуть более 5’5”. Таким образом, он был всего на дюйм ниже среднего роста взрослого мужчины своего периода.
Откуда появилась легенда о маленьком росте Наполеона?
«Бонапарт слушает о победе Нельсона клянется своим мечом, чтобы истребить англичан с Земли».
Итак, если Наполеон был среднего роста, откуда появилась легенда о его маленьком росте? Фактически это была заслуга одного человека: британского карикатуриста Джеймса Гилрея (1756-1815). Карикатурные изображения Гилрея о французском генерале были настолько популярны и влиятельны, что в конце своей жизни Наполеон сказал, что Гилрей «сделал больше, чем все армии Европы, чтобы победить меня».
С самого начала Гилрей высмеивал Наполеона как громогласного, хвастливого персонажа, но не обязательно коротышкой. В 1798 году английский адмирал Горацио Нельсон уничтожил французский флот в битве при Ниле. В карикатуре Гилрея, Наполеон размахивает кровавым мечом и хвастается многими военными победами, которые он уже одержал. Но на этом изображении он более мускулистый, чем низенький. Это была карикатура, которая открыла образ, с которым мы так хорошо знакомы сегодня.
Карикатура Гилрея «Бешеный маньяк или маленький кролик в сильной форме» (1803) был сатирой подлинного дипломатического инцидента, произошедшего 14 марта 1803 года во дворце Тюильри в Париже. Перед сотнями европейских сановников Наполеон выразил свой гнев лорду Витворту, британскому послу. Почти двести зрителей этой бессмысленной демонстрации высокомерной непристойности, застыли в изумлении и ужасе.
На карикатуре Гилрея изображен крошечный Наполеон в огромных сапогах, в ярости рвущий на себе волосы. Он окружен опрокинутой мебелью. Прозвище «Маленький Бони» останется неизменным, и с этого момента Гилрей постоянно изображал французского императора как двуличного, бушующего и хвастливого — как ребенка, закатывающего истерику.
«Пудинг в опасности, или Государственные эпикуры, принимающие мелкий суп», 1805.
Известная карикатура Гилрея 1805 года показывает британского премьер-министра Уильяма Питта Младшего и Наполеона, разрезающих мир на сферы влияния. Наполеон нарисован в половину роста его британского коллеги, и ему приходится вставать, чтобы использовать свой разделочный нож, который на самом деле является мечом. Хотя доля Питта во всем мире намного больше, чем у Наполеона, картина говорит о том, что Наполеон легко захватывает всю Европу (кроме Великобритании и Ирландии).
Страх французского завоевания
«Тидди-Кукла», Великий пекарь пряников; Извлечение новой партии королей, 1806.
Беспокойство британцев по поводу головокружительного завоевания Наполеоном континентальной Европы и его явное намерение установить родственников и фаворитов на властных позициях проявились в карикатуре Гилрея 1806 года «Тидди-кукла».
На ней изображен Наполеон как пекарь, который обжигает пряничных монархов, в то время как его помощник, министр иностранных дел Франции Талейран замешивает Польшу, Венгрию и Турцию.
В то время как кличка «Тидди-Кукла» относилось к Тидди-Долу Форду, известному лондонскому торговцу пряниками на улице, изображение Наполеона в виде маленькой, похожей на куклу фигуры, могло вызывать только насмешки над ним, несмотря на опасения.
И это сработало. Вскоре после того, как эти карикатуры появились, Наполеон направил поток дипломатических нот по Ла-Маншу, требуя, чтобы британское правительство подвергло цензуре свою прессу. Само собой разумеется, британские министры проигнорировали его.
Признание заслуг Гилрея другими карикатуристами
«Видения Бони или ночные удобства великого маленького человека», 1811.
Образ Наполеона как маленького человечка, созданный Гилреем был настолько популярен, что другие карикатуристы это приняли. Анонимная карикатура 1811 года «Видения Бони или ночные удобства великого маленького человека» показывает, что у Наполеона появились ночные ужасы, когда начали проявляться трещины в его империи. Среди множества страшных фигур, кружащихся вокруг него, демон держит плакат с надписью ужасов политической сатиры, среди которых «Карикатуры Гилрея».
Продолжительное воздействие сатиры Гилрея, которое превратило некогда неумолимого и внушающего трепет генерала Наполеона Бонапарта в крошечную фигурку, показывает, как ирония может быть мощным оружием против самых могущественных противников.