Шофер или водитель: как кочегары «пересели» на автомобили

Москва, 10:58, 10 Май 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

В повседневной речи мы используем слова «шофер» и «водитель», часто не задумываясь о том, что они имеют разное значение. В действительности между ними существуют весомые отличия, в которых мы попытаемся разобраться, углубившись в историю создания этих слов.

История появления слова «шофер»

В русский язык слово «шофер» пришло из французского языка, в котором оно использовалось в значении «истопник» или «кочегар». Особенности французской речи обусловили ударение в слове на второй слог. В девятнадцатом веке во Франции шоферами называли людей, которые подкидывали дрова или уголь в печи паровозов. В дальнейшем так стали называть и самих машинистов локомотивов. А с изобретением в конце девятнадцатого века автомобиля слово «шофер» стали использовать по отношению к водителям автотранспорта. Люди не стали изобретать велосипед и придумывать другое название для того, кто управляет автомобилем.

Ну, а когда же «шоферов» начали называть водителями? В Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны люди начали активно приобретать автомобили. Личный автомобиль был признаком достатка, так что каждый желал купить его. Помимо заводов по производству автотранспорта, стала активно налаживаться сеть ремонтных мастерских или СТО. В это время и появилось слово «водитель».

Когда в СССР появились «водители»?

Первоочередное значение слова «водитель» – тот, кто водит. То есть водителем могут называть исключительно водителя автотранспорта, который управляет им, но не занимается его ремонтом, доверяя мастерам. В те времена, когда появилось слово «шофер», еще и знать не знали о ремонтных мастерских, управлять машиной было сложно, так что человек регулярно самостоятельно ремонтировал ее, что-то подмазывал или подкручивал. Вот его и называли «шофером».

В СССР шоферами называли не просто людей, которые прекрасно водили автомобиль. Этим званием именовался тот, кто умел в нужный момент определить неисправность, без сторонней помощи совершить ремонт. Шоферы могли без проблем разобрать автомобиль на запчасти, а потом снова собрать его. Так что шофер – это две профессии в одной.

В современных условиях шоферов становится все меньше, ведь зачем самостоятельно заниматься ремонтом своего средства передвижения, если есть куча автомастерских, которые выполнят работу любой сложности. В большинстве случаев сегодня профессия шофера разделилась на две – водителя и механика. Каждый занят своим делом. Сложно сказать, является это правильным подходом, или нет. Об одном можно говорить с уверенностью – если вы не в состоянии самостоятельно провести ремонт своего автомобиля, то точно недостойны именоваться «шофером». Тогда вы просто водитель.

Теперь вы знаете исторические предпосылки различий между «водителем» и «шофером».