Ещё одна тайна полотна Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Москва, 13:15, 01 Окт 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

«Мона Лиза» или «Джоконда» — работа великого итальянского художника Леонардо да Винчи, который еще в начале шестнадцатого столетия создал эту картину, и она по-прежнему считается одной из наиболее таинственных и обсуждаемых в мире. Техника написания, личность героини портрета – все это вызывает подлинный интерес. Так же, как и тайны самого да Винчи. Одна из них недавно была раскрыта.

Легкая форма косоглазия помогла художнику передавать тонкие детали изображений

Недавние исследования показали, что у Леонардо да Винчи было косоглазие в одной из его форм – экзотропии. Это означает, что один из глаз художника был повернут наружу. Но такой недуг нисколько не мешал ему, а наоборот, помог лучше воспринимать окружающий мир и писать фантастические картины. Он мог тоньше улавливать разницу между плоским и объемным изображением.

Конечно, у Леонардо да Винчи косоглазие было развито не слишком сильно, но тем не менее ему приходилось поднапрячься, чтобы увидеть мир в привычной другим людям объемности. Напряжение глазных мышц позволяло ему получать трехмерное изображение. Человек может видеть трехмерную картинку, если фокусирует два глаза и формирует из картинки на них один объемный объект. При расфокусировке привычные предметы видятся в совершенно ином свете.

Так произошло и с Леонардо да Винчи. Нейробиолог Кристофер Тайлер заметил на картинах художника особенности, характерные для человека с косоглазием. Он изучил шесть портретных работ деятеля искусства и действительно обнаружил на них расфокусировку в десять с небольшим градусов. Исследователь добавил, что невысокая степень экзотропии позволяла Леонардо контролировать свой недуг, хотя ему и приходилось напрягаться. И все же эта патология в итоге стала для Винчи даром, так как он смог перенастраиваться на другой тип восприятия, с легкостью передавая все детали изображения.

Леонардо да Винчи мог спрятать под «Мона Лизой» еще один портрет

Это одна из причин, по которой техника написания «Моны Лизы» считается гениальной. Ее взгляд, улыбка, поза – все это завораживает. Такую работу мог написать только человек с экстраординарными способностями. Исследователи продолжают раскрывать тайны не только самого «Леонардо да Винчи», но и его «Джоконды» — портрета супруги торговца шелком из Флоренции.

Французский исследователь Паскаль Котт утверждает, что обнаружил под «Мона Лизой» скрытое изображение, сделанное углем. Специалист считает, что в процессе работы над картиной да Винчи поменял позу главной героини, чтобы она смотрела прямо в душу людям. Котт также акцентирует внимание на том, что при детальном осмотре он обнаружил в волосах женщины шпильку, которая точно не использовалась в прическах начала шестнадцатого века. А это добавляет таинственности работе.

Паскаль Котт неоднократно еще с 2015-го года заявлял о том, что настоящее изображение «Джоконды» сокрыто под оригинальной картиной. Правда, его выводы подвергаются сомнению, и в музее Лувр, где и находится картина, не желают комментировать, по их мнению, сомнительные выводы специалиста. На самом деле, наличие каких-то корректировок углем не вызывает удивления, ведь художники часто вносили изменения в уже готовую работу, так как заказчик не был удовлетворен полученным результатом. Но Котт настаивает на своем. Он уверен, что первичный скрытый набросок был сделан еще до того, как Леонардо да Винчи начал наносить краску на полотно.

Хотелось бы отметить, что «Мона Лиза» была написана в период между 1503-1517 годами (точная дата не установлена). В то время художник проживал в итальянской Флоренции. Личность изображенной на картине женщины долго оставалась предметом споров, но сегодня считается, что ею является Лиза Герардини, дочка флорентийского торговца Джокондо (отсюда и второе название произведения искусства).