Японские «кайтены»:почему отказались от использования подводных торпед с камикадзе

Москва, 12:05, 31 Окт 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Японские воины в период Второй мировой войны прославились своим безрассудством, граничащим с сумасшествием. В то время в историю вошел  термин «камикадзе», ставший символом солдата, готовым пожертвовать жизнью ради победы. Сегодня в основном помнят летчиков, которые атаковали американские корабли в военной кампании на Тихом океане. Однако борьба велась не только на суше, но и под водой.

Разработка подводных торпед с камикадзе на борту должна были изменить ход войны в пользу Японии

Японских добровольцев, готовых пожертвовать своей жизнью, отправляли на погибель не только на самолетах, но и сажали в специальные подводные лодки — «кайтены». Если воздушные камикадзе еще имели шанс выжить, то управляющие таким «кайтеном» просто были обречены на гибель.

В 1942-м году Императорский флот Японии потерпел сокрушительное поражение в борьбе против американцев. При попытке захвата военно-морской базы США на атолле Мидуэй, японские войска были разгромлены. Японцы потеряли четыре авианосца и еще с десяток военных кораблей. Военному командованию империи нужно было думать, как изменить ситуацию, и решение к ним пришло нестандартное.

В то время летчики-камикадзе уже успешно уничтожали американские корабли, так что в японском военном руководстве подумали – а почему бы не использовать такую же тактику под водой? Были разработаны подводные лодки «кайтены», что переводится как «воля небес». Сидящий в таком устройстве человек действительно был обречен отправиться на небеса.

Человек в «кайтене» был обречен на гибель

Кайтен можно с натяжкой назвать подводной лодкой, потому что в этом миниатюрном устройстве мог разместиться только один человек. Скорее всего, это была просто торпеда, начиненная огромным количеством тротила. Заряда было настолько много, что для человека просто не оставалось места. Даже не наделенные высоким ростом японцы с трудом помещались в таких торпедах. О комфорте смертников особо и не заботились, ведь они все равно был обречены отправиться на тот свет.

По сути, человека просто отправляли на лобовое столкновение с вражеским кораблем в управляемой бомбе, начиненной взрывчаткой. При помощи рычага переключения передач и штурвала пилот мог управлять импровизированным «транспортным средством». Кайтены были разработаны на скорую руку, а их управлению никого не обучали.

По логике японского руководства, кайтен должен был стать отлично замаскированной торпедой, которая бы по прямой наводке была направлена человеком прямо в цель. Их начали использовать для атак на вражеские военные суда и подводные лодки. Трудность заключалась в том, что при использовании штурвала такую торпеду быстро обнаруживали и нейтрализовали, так что приходилось атаковать вслепую.

Кайтены провалились, погубив сотни людей бессмысленно

Идею использования кайтенов можно считать абсолютно провальной. По официальным данным, только одна такая торпеда достигла цели. Пространство в устройстве было настолько узким, что человек в нем просто погибал от недостатка кислорода, еще до того, как эта «бомба» достигала цели. Также «подводные лодки» изготавливали на скорую руку из тончайшего шестимиллиметрового металла, который на глубине под давлением сплющивался. Даже оснащение кайтена автоматическим таймером подрыва не спасло ситуацию.

В конечном итоге японцы проиграли войну, во многом из-за использования таких вот сомнительных технологий. За все время войны в кайтенах были бессмысленно загублены сотни жизней. Теперь эти торпеды стали еще одним свидетельством глупости человека, который ради достижения собственного превосходства готов пожертвовать жизнями невинных людей.