“Сеня, береги руку”: как снимали комедию и почему «контрабандист» Каневский оказался в кадре без рубашки
Москва, 10:05, 01 Июл 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.
“Бриллиантовая рука”, наверное, самая знаковая комедия советского кинематографа. Она входит топ-3 лидеров проката вместе с “Москва слезам не верит” и “Пиратами XX века”. Только в кинотеатрах фильм посмотрели 76 миллионов человек. Комедийный жанр — самый сложный, поскольку растрогать зрителя гораздо легче, чем заставить его смеяться. “Бриллиантовая рука”, без сомнения, шедевр кинематографа в своем жанре, который можно смотреть с любого места и всегда на одном дыхании.
Но таким ли был фильм задуман? Разбираемся, что именно внесло безупречное очарование в эту незабываемую ленту Леонида Гайдая.
Как рождался шедевр
Сюжет фильма бы придуман сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским после прочтения статьи о контрабандистах, в которой упоминался именно такой способ вывоза драгоценностей — в гипсе. Как тут не вспомнить Высоцкого и его знаменитую песню “На таможне”:
Доктор зуб высверлил, хоть слезу мистер лил, но таможенник вынул из дупла,
Чуть поддев лопатою, мраморную статую — целенькую, только без весла.
История «выстрелила в самое яблочко».
Функционеры «Мосфильма» сценарий в целом утвердили, но существенные правки все же были. Например, потребовали больше внимания акцентировать на роли советской милиции, а бытовые сцены урезать. Также роль Козодоева настойчиво предлагали отдать Вицину.
Но на эту роль самостоятельно пришел пробоваться Андрей Миронов. Он недавно получил роль Фигаро в театре, и созвучность персонажей, очевидно, привлекала актера. Конечно, пробы Миронов не провалил и был утвержден на роль, а Гайдай не стал прислушиваться к рекомендациям чиновников.
Актеры фильма
Роль незабвенного Семен Семеныча изначально прописывалась под Юрия Никулина.
Интересно, что в фильме снялись и жена актера в роли экскурсовода в Стамбуле, и сын Максим в эпизоде, когда Миронову грезился мальчик, который ходил по воде.
Турецкую барышню легкого поведения, которая торопила: «цигель-цигель», играла Виктория Островская. Она была скорее “королевой бензоколонки”, а точнее, диспетчером автобазы, а помощница режиссёра, увидев ее колоритную внешность, пригласила на роль в этом знаменитом эпизоде «руссо туристо, облико морале».
Брутальный мужчина, который напугал Горбункова вопросом “огонька не найдется” был на деле репортером журнала “Огонек”, такая вот игра слов. Леонид Плешаков приехал на студию брать интервью у Никулина, а Гайдай не смог пройти мимо его типажного лица.
Говорят, что на съемках Андрей Миронов плохо уживался с Нонной Мордюковой. Та недолюбливала его и называла “маменькиным сынком”, а Миронов в ответ язвительно комментировал ее огрехи в кадре.
Интересные случайности
Турецкий язык актеры не учили, вместо этого придумали тарабарщину с узнаваемыми словами. Например, слово «мордюк» было отсылкой к Нонне Мордюковой — железному управдому-другу человека, а «березина команит» — к супруге Каневского Анне Березиной.
Каневский появился в кадре в одних брюках неспроста. Оказалось, из-за сильной занятости и широкой географии съемок, костюмер просто не смог провести должное количество примерок костюма для подельника контрабандистов, и перед съемкой Каневский обнаружил, что одежда на нем не сидит. Гайдай отправил Леонида выбирать другой костюм, но актеру не подошло ничего из-за широкого торса, поэтому он вышел в кадр неодетый. После ироничного замечания, что этот костюм он шил сам, Гайдай позволил ему остаться в таком виде.
Съемки одной из любимых сцен фильма с рыбалкой на камнях затянулись, Анатолию Папанову приходилось подолгу сидеть в холодной воде. Когда после очередного проваленного оператором дубля Анатолий в сердцах крикнул ему: “Идиот!”, то Гайдай решил вставить этот экспрессивный выкрик в картину.
К слову, и крюк крана ударил Никулина взаправду, это не было предусмотрено сценарием, но эпизод оставили, что подчеркнуло неудачливость простака Горбункова и усилило комизм картины.
Если бы “Мосфильм” не ругал Гайдая за излишнюю бытовушность, то мы бы увидели очень лирический и семейный финал — чета Горбунковых выходит из парадного, Семен Семеныч уже с двумя перебинтованными руками, а жена Надежда сообщает ему, что ждет ребенка.
Хорошими фильмы делает живой сценарий и череда подсказок самой Вселенной. Так или иначе талант режиссера, потрясающий актерский состав и толика непредвиденных казусов сделала этот фильм шедевром советского кинематографа на века.