Ученые: Стареющий мозг не прекращает производство новых нейронов

Москва, 14:18, 07 Апр 2018, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Ученые давно считали, что стареющий мозг прекращает производство новых клеток. Однако результаты нового исследования говорят иное.

Новое исследование показывает, что человеческий мозг продолжает создавать новые нейроны, даже когда он становится старше.

Правильная коллекция мозгов для изучения эффектов старения

В исследовании, опубликованном в журнале Cell Stem Cells, Маура Болдрини из Колумбийского университета и ее коллеги изучили мозги из трупов людей в возрасте от 14 до 79 лет сразу после их смерти.

Образцы мозга не имели признаков какого-либо серьезного расстройства, люди при жизни не употребляли наркотики или антидепрессанты. Этот выбор образцов исключает возможные факторы, которые могут стимулировать рост клеток.

«Мы думали, что у нас есть правильная коллекция мозгов, чтобы иметь возможность смотреть на последствия старения, по сути, без этих смещающих факторов … не слишком много коллекций мозга в мире действительно имеют информацию об этом», — сказала Болдрини.

Форма нейронов в старческом мозге

Исследователи изучали гиппокамп, более подробно рассматривая новообразованные клетки головного мозга и состояние сосудов в области мозга, которые играют важную роль в эмоциях, пространственной навигации и памяти.

Болдрини и ее команда подсчитали количество новообразованных нейронов в гиппокампе с помощью специализированного компьютерного программного обеспечения и обнаружили, что у старого мозга было столько новых клеток, как у более молодых мозгов.

«Мы обнаружили, что пожилые люди имеют аналогичную способность создавать тысячи новых нейронов гиппокампа из клеток-предшественников, как это делают молодые люди», — сказала Болдрини. «Мы также нашли эквивалентные объемы гиппокампа (мозговой структуры, используемой для эмоций и познаний) по возрасту».

Почему мозг ухудшается в старости

Исследователи, однако, заметили, что у старых мозгов образовалось меньше кровеносных сосудов, и у них был небольшой пул клеток-предшественников — ранних потомков стволовых клеток, которые превращаются в нейроны.

Болдрини и ее коллеги считают, что ухудшение состояния мозга в пожилом возрасте может быть связано с этим меньшим пулом или нервными стволовыми клетками, сниженной связностью между клетками в гиппокампе и снижением количества кровеносных сосудов.

«Здоровые пожилые люди без когнитивных нарушений, нейропсихиатрического заболевания или лечения проявляют сохраняющийся нейрогенез», — пишет Болдрини в своем исследовании. «Возможно, что продолжающийся гиппокампальный нейрогенез поддерживает человеко-специфическую когнитивную функцию на протяжении всей жизни и что снижение может быть связано с нарушенной когнитивно-эмоциональной устойчивостью».

Выводы исследования

Выводы исследования могут помочь ученым лучше понять, что вызывает деменцию и как ее предотвратить. Нарушения неврологического состояния являются пятой ведущей причиной смертности взрослых 65 лет и старше.