Эксперимент показал степень предвзятости в отношении к мусульманам в Германии

Москва, 16:42, 07 Авг 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Необычный эксперимент, проведенный на железнодорожных платформах, показал способ противодействия предвзятости немцев в отношении мусульман.

Эксперимент, проведенный на железнодорожных станциях с бумажными стаканчиками и раскатившимися апельсинами, показал, что немцы реже помогают женщине, если она кажется мусульманкой, — но они с большей вероятностью помогут той же женщине, если она разделяет их социальные ценности.

Результаты показывают, что дискриминация — это довольно изменчивое явление, которое можно смягчить в определенных пределах.

Будут ли граждане этнического большинства более гостеприимными, если они будут знать, что иммигранты действительно принимают культурные нормы этой страны?

 

Почему именно Германия?

 

Чтобы исследовать этот вопрос, в Германии провели эксперимент на 29 железнодорожных станциях в трех немецких землях, и в ней приняли участие 7 142 подопытных.

Исследователи выбрали Германию по нескольким причинам: по данным доклада ООН 2017 года, в ней проживает самое большое число иммигрантов среди европейских стран. Это одна из самых влиятельных стран Европы, и в ней есть строгий набор социальных норм в отношении общественного поведения, которые ученые могут использовать для своего эксперимента.

 

Замысел эксперимента

 

Немецкое общество славится соблюдением норм. Например, если вы бросите мусор в Германии, есть большая вероятность, что кто-нибудь попросит вас убрать его.

Имея это в виду, семь команд из пяти человек устроили сцену для ничего не подозревающих прохожих, собравшихся на остановках поездов.

Мужчина на платформе намеренно бросал использованный бумажный стаканчик на пол. Женщина с темным цветом кожи, которая казалась иммигрантом, просила его взять стаканчик и выбросить его в ближайший мусорный бак.

Просьба женщины «дала понять посторонним, что она разделяет их нормы и является членом общества», объяснили исследователи.

Через мгновение телефон у женщины начинал звонить. После того, как она ответила, ее сумка внезапно раскрывалась и на платформу падали апельсины.

В этот момент экспериментаторы документировали, сколько из свидетелей бросилось, чтобы помочь ей собрать разбросанные фрукты.

 

Нюансы эксперимента

 

Сценарий повторялся несколько раз в течение нескольких часов, но различался по ключевым деталям. Примерно в половине случаев темнокожая женщина просила убрать мусор, в других случаях эта просьба поступала от белокожей женщины – тоже члена команды.

Исследователи также изменяли внешний вид темнокожей женщины. Эта женщина иногда носила хиджаб (платок, указывающий на то, что она была мусульманкой), иногда крест (что указывало на то, что она была христианкой), а иногда вообще не носила религиозно определенного наряда.

В некоторых случаях темнокожая женщина отвечала по телефону на немецком языке, в других вариантах она говорила на иностранном языке.

Наконец, в некоторых случаях белая, говорящая по-немецки женщина в светской одежде играла роль теряющего фрукты персонажа, нуждающегося в помощи.

 

Результаты эксперимента

 

Исследователи выполнили 1614 повторений этой двухэтапной сцены для более чем 7 142 свидетелей в течение трех недель. Затем они проанализировали результаты.

Когда женщина была белой и говорящей по-немецки, свидетели помогали ей в 78,3% случаях. Темнокожей «иммигрантке», носящей крест или носившей только светскую одежду, помогали в 76,4% случаев, что существенно не отличалось от первого сценария.

Кажется, что проявление иммигрантского происхождения не уменьшило склонность свидетелей быть полезными, по крайней мере, в этом конкретном эксперименте.

Но помощь сторонних наблюдателей упала, если эта женщина выглядела откровенно мусульманкой. Например, если женщина-иммигрантка носила хиджаб, свидетели помогли ей только в 66,3% случаев.

Действия более «по-немецки», казалось, смягчили эту дискриминацию. Исследователи обнаружили, что, когда эта мусульманка попросила мужчину поднять свой мусор, свидетели приходили к ней на помощь в 72,9% случаев; когда она этого не делала, они предлагали помощь только в 60,4% случаев. Исследователи подсчитали, что разница в 12,5 процентных пункта была достаточно большой, чтобы быть статистически значимой.

Тем не менее, белой немке, которая не сделала ничего, чтобы остановить мусорящего мужчину, помогали так же часто (73,3%), как мусульманке, которая старалась изо всех сил делать что-то общественно полезное.

Другими словами, мусульманке приходилось работать усерднее, чтобы к ней относились так же, как к белой немке, — это напоминало пословицу о том, что некоторые люди должны «работать вдвое усерднее, чтобы получить вдвое меньше».

В довершение всего, если белая немка подходила и просила мужчину убирать мусор, свидетели помогали ей чаще всего — в 83,9% случаев.

Исследователи также заметили большие региональные различия: в Восточной Германии свидетели были более склонны к дискриминации мусульманской женщины, чем их соотечественники в Западной Германии.

Причины такого различия неясны. Возможно, это связано с наследием коммунизма в Восточной Германии, или из-за того, что экономические условия там хуже, или потому, что жители на востоке имеют меньше контактов с национальными меньшинствами. Эксперимент не мог определить, какой из этих факторов (если таковые имеются) может быть связан с повышенной дискриминацией.