15 самых интересных галактик во всей Вселенной

Москва, 17:03, 17 Окт 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Вселенная содержит от 100 до 200 миллиардов галактик. Такие большие числа гарантируют какие-то настоящие чудеса. За пределами нашего Млечного Пути есть галактики в форме медуз, галактики, которые поглощают другие галактики, и галактики, у которых, по-видимому, отсутствует темная материя, которая пронизывает остальную часть Вселенной.

Вот некоторые из самых странных и интересных галактик.

Галактика-медуза

Галактика ESO 137-001, расположенная в созвездии Южный треугольник, удивительно похожа на медузу, плавающую среди моря звезд. Галактика представляет собой спиральную галактику с перемычками — вместе ее звезды образуют спиральную форму с центром в форме стержня с изгибом и растяжки из звезд, которые, кажется, дрейфуют, как щупальца медузы.

По данным НАСА, эти звезды образуются внутри хвоста пыли и газа (невидимого невооруженным глазом), который вытекает из ESO 137-001. Этот процесс образования немного загадочен, так как газы в хвосте должны быть слишком горячими для образования звезд.

Галактика без темной материи?!

В 2018 году космический телескоп Хаббла заметил нечто, чего раньше никогда не видели: галактику почти без темной материи.

Это открытие сразу озадачило ученых. Темная материя — это таинственная форма материи, которая взаимодействует с гравитацией, но не со светом. Она составляет больше вещества во Вселенной, чем материя, которую мы можем видеть, поэтому поиск галактики без нее был, по меньшей мере, странным.

Год спустя научные исследователи раскрыли тайну: галактика, NGC 1052-DF2, не была на расстоянии 65 миллионов световых лет, как первоначально предполагалось. Исследователи сообщили 14 марта 2019 года в журнале «Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества», что расстояние до него составляет всего около 42 миллионов световых лет. Это изменение расстояния полностью меняет расчеты для массы галактики. Оказывается, в конце концов, это довольно нормальная галактика.

Зомби-галактика

Массивная дискообразная галактика MACS 2129-1 вращается вдвое быстрее, чем Млечный Путь, но она все еще не так активна. Наблюдения Хаббла о далекой галактике показывают, что она не создавала звезд около 10 миллиардов лет.

MACS 2129-1 — известна как «мертвая галактика», потому что звезды там больше не образуются. Открытие этой галактики было головокружительным. Ученые полагали, что галактики такого типа образовались в результате слияния с более мелкими галактиками с течением времени, но звезды MACS 2129-1 не образовались от такого рода взрывных слияний. Они образовались на ранних этапах, в диске первоначальной галактики. Результаты, опубликованные в журнале Nature в 2017 году, предполагают, что мертвые галактики каким-то образом внутренне перестраивают свою структуру по мере старения, а не изменяют форму, потому что объединяются с другими галактиками.

Галактика-каннибал

Некоторые галактики — гигантские людоеды. Согласно исследованию 2019 года, галактика Андромеды, крупнейший сосед Земли, пожирает более мелкие галактики в течение по меньшей мере 10 миллиардов лет. Еще через 4,5 миллиарда лет галактика Андромеды и наша галактика Млечный путь столкнутся, хотя еще не ясно, кто кого поглотит в этом космическом столкновении. (Земляне, к сожалению, вряд ли увидят, как будет происходить это столкновение, поскольку наше собственное Солнце нагревается и, вероятно, сделает жизнь на Земле невозможной в промежутке от 1 до 5 миллиардов лет).

Галактика-головастик

Ядро компактной группы 98 Хиксона состоит из двух «пятен» в центре изображения. (Фото предоставлено Н. Брошем / Университет Тель-Авива)

Через триста миллионов световых лет огромный головастик плывет сквозь пространство. Эта «головастая» галактика имеет хвост длиной 500000 световых лет и в 10 раз длиннее Млечного пути.

Что создало эту странную галактическую форму? О космическом столкновении исследователи сообщили в 2018 году в журнале «Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества». Две дисковые галактики растянули галактику меньшего размера, сгруппировав звезды на одном конце в «голову» и оставив другие вытекать в длинный «хвост». Это будет длиться только в течение ограниченного времени. Через несколько миллиардов лет галактики сойдутся вместе с некоторыми другими в окрестности, чтобы создать одну единую галактику.

Галактика-вор

Галактики часто взаимодействуют друг с другом, обращая своих соседей в новые формы и крадут звезды. Самая яркая известная галактика во Вселенной — один из этих воров. В 2018 году ученые объявили, что они наблюдали галактику W2246-0526, всасывающую половину массы трех соседних галактик.

Астрономы могли наблюдать потоки массы, соединяющие галактики — по крайней мере, так они делали это более 12 миллиардов лет назад, когда свет от них начал свое путешествие к Земле. Наблюдение является самым отдаленным прямым снимком галактического каннибализма и единственным известным примером галактики, «грабящей» более одного соседа одновременно.

Галактика-детёныш

Возможно, самая маленькая галактика Маленький Куб, находится в созвездии Большой Медведицы. Эта галактика-карлик была в значительной степени бездействующей со времен Большого взрыва, что означает, что она может содержать молекулы в неизменном виде всего через несколько мгновений после быстрого расширения Вселенной 13,7 миллиарда лет назад.

Малышка тоже обречена. Ее поглощает более крупная соседка, галактика, похожая на Млечный путь, называемая NGC 3359. Тем не менее, возможность наблюдать, как NGC 3359 снимает звездообразующие газы с Малого Куба, важна для науки, поскольку астрономы могут измерить сигнатуры этих молекул ранней Вселенной, прежде чем они исчезнут.

Галактика-цветок

На фоне космоса галактика ESO 381-12, кажется, расцветает. Эта галактика, находящаяся на расстоянии 270 миллионов световых лет от Земли, находится в созвездии Центавра. Это линзовидная галактика, гибрид спиральной галактики, такой как Млечный Путь, и вытянутой эллиптической галактики.

Что делает ESO 381-12 действительно странным, тем не менее, это неровные лепестковидные «цветы», которые выходят наружу из основного галактического тела. Астрономы не совсем уверены в том, что вызывает эти структуры, или скопления звезд, которые вращаются по краям галактики. Возможно, что цветения являются ударными волнами от относительно недавнего галактического столкновения, которое также дало галактике новое топливо для формирования звезд.

Галактика-вертушка

Мессье 83 — это большая фотогеничная спиральная галактика с центром в форме стержня, похожая на Млечный путь. Он находится на расстоянии 15 миллионов световых лет в созвездии Гидры. Мессье 83 странная в двух отношениях. Во-первых, в ее центре, по-видимому, имеется двойное ядро ​​- возможно, две сверхмассивные черные дыры, удерживающих галактику вместе, или, возможно, эффект изогнутого диска звезд, вращающегося вокруг одной центральной черной дыры. Во-вторых, Мессье 83 – место рождения сверхновых. Астрономы непосредственно наблюдали шесть из этих звездных взрывов в галактике, а также остатки еще 300. Это ставит Мессье 83 на второе место для сверхновых звезд, так как только галактика NGC 6946 создала девять наблюдаемых сверхновых.

Галактика-паразит

Изображение больше похоже на психоделическую порцию одуванчика, чем на космологическое явление, но этот снимок, сделанный космическим телескопом Хаббла, не имеет ничего общего с ботаникой.

То, что вы видите, — это галактика (пятно в правом нижнем углу), начинающая проходить за звездой (сфера, похожая на одуванчик). Некоторые ученые называют галактику «галактикой-паразитом», поскольку ее свет мешает изучению более близкой звезды и ее системы. В 2020 году звезда полностью затеняет галактику. До этого ученые могут изучать спектры света как галактика проходит за звездой, возможно, собирая некоторую информацию об обломках вокруг звезды от света, который пробивается сквозь нее.

Галактика-глаз

Диск спиральной галактики IC 2163 кажется огромным глазом в космос. Эта особенность в форме глаза на самом деле представляет собой огромный поток звезд и пыли, возникающий, когда IC 2163 (справа на изображении) соприкасается с другой спиральной галактикой, NGC 2207 (слева). Эти особенности сохраняются всего несколько десятков миллионов лет, сказал астроном Микеле Кауфман, который сообщил об открытии в 2016 году. Это буквально «мгновение ока» в продолжительности жизни галактики, так что обнаружить ее — уникальная возможность.

Исследователи обнаружили, что газы «глаза» движутся к центру IC 2163 со скоростью 100 километров в секунду, прежде чем разбиться, как волна на берегу, становясь более хаотичными и замедляясь, когда они движутся к центру галактики. Замедление приводит к тому, что газ накапливается и сжимается, что может подготовить почву для формирования новых звезд.

Галактика с двумя сердцами

Большинство галактик, вероятно, имеют сверхмассивную черную дыру в их центре. Однако некоторые содержат не одну, а две черные дыры.

Одной из них является NGC 7674, спиральная галактика, центр которой может похвастаться парой черных дыр на расстоянии всего лишь одного светового года. Галактика, вероятно, приобрела лишнюю черную дыру во время столкновения и слияния с другой галактикой. Единственная другая галактика, о которой известно, что в ее сердце две черные дыры, — это сверхмассивная галактика 0402 + 379.

Галактика-турист

Это изображение космического телескопа Хаббла галактики NGC 1277. (Изображение предоставлено: НАСА, ЕКА и М. Бизли (Институт астрофизики Канарских островов))

Галактика NGC 1277 любит путешествовать. Эта галактика, о которой впервые сообщили в 2018 году, находится всего в 240 миллионах световых лет от Земли. Она не образовывала новые звезды около 10 миллиардов лет, что делает ее мертвой галактикой.

Астрономы считают, что NGC 1277 отстает в развитии, потому что она движется слишком быстро, чтобы поглотить другие галактики своим гравитационным притяжением. Она путешествует в космосе со скоростью около 3,2 миллиона км / ч. Без газа и пыли от инопланетных галактик NGC 1277 больше не образует звезд. Некоторые астрономы считают, что большинство галактик начинали как NGC 1277, создавая спираль и другие формы только в результате более поздних слияний друг с другом.

Галактика идущая нам навстречу

Кажется, что большинство наблюдаемых учеными галактик удаляются от Земли, потому что пространство все еще расширяется, но не Мессье 90. Эта спиральная галактика находится на расстоянии около 60 миллионов световых лет и движется к Млечному Пути.

Астрономы могут обнаружить это движение, потому что свет, исходящий от Мессье-90, склоняется к синему концу светового спектра. Объекты, удаляющиеся от Земли, имеют красное смещение, а это означает, что их световые выбросы имеют красный оттенок. Мессье 90 является частью большой группы галактик, называемой скоплением Девы. По данным НАСА, ее можно увидеть в мае в северном полушарии с помощью телескопа или бинокля между созвездиями Дева и Лев.

Дом, милый дом

Наша родная галактика Млечный Путь грабила своих галактических соседей.

В исследовании, опубликованном в октябре 2019 года, астрономы сообщили, что четыре карликовые галактики и две большие галактики (известные как Корина и Форнакс) ранее находились на орбите Большого Магелланового Облака, галактики на расстоянии около 163 000 световых лет от нашей. Теперь все шесть из этих галактик принадлежат орбите Млечного Пути. В качестве бонуса исследование также показало, что Большое Магелланово Облако не настолько нам известно, как считалось ранее. Здесь находится множество крошечных галактик-карликов, некоторые из которых настолько слабы, что в них нет даже звезд, только темная материя.