Российские ученые из Нижнего Новгорода нашли способ повысить эффективность терапии рака

Москва, 08:57, 03 Янв 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Исследователи из Нижнего Новгорода и Гента предложили новые подходы к повышению эффективности терапии рака и предотвращению развития новых опухолей в организме.

Мировое научное сообщество ведет сложную и длительную войну против рака. Новые исследования в области иммуногенной гибели клеток могут расширить область применения лекарств и обеспечить защиту пациентов от рецидивов после терапии.

Лечение рака это не просто удаление опухолевых клеток из организма, а химиотерапия. Цель врачей — предоставить сценарий, который предотвратит размножение опухолевых клеток и возникновение новой болезни.

В течение многих лет ученые из Нижегородского университета им. Лобачевского и Гентского университета (Бельгия) занимались исследованиями, направленными на минимизацию вреда для организма после лечения рака, и искали новые подходы к лечению больных этим недугом.

Проект, поддержанный грантом Российского научного фонда и возглавляемый Дмитрием Крысько, ведущим научным сотрудником Института биологии и биомедицины университета Лобачевского, профессором Гентского университета, дал свои первые крупные результаты.

По словам профессора Дмитрия Крысько, существующая противораковая терапия (химиотерапия, лучевая терапия и фотодинамическая терапия) наносит большой вред организму в целом, в то время как исследования его команды направлены на стимуляцию иммуногенной гибели клеток, которая не только сводит к минимуму ущерб, но также повышает эффективность лечения, привлекая ресурсы организма к борьбе с раком.

«В этом исследовании мы протестировали некоторые препараты для противоопухолевой терапии на основе фотодинамического лечения и исследовали их новые иммуногенные свойства. Мы можем сказать, что не только внешнее воздействие будет использоваться для борьбы с раком, но и сам организм будет участвовать в борьбе с помощью вызывая реакции адаптивного иммунного ответа.

Концепция иммуногенной гибели клеток включает запрограммированную гибель раковых клеток с последующим высвобождением молекул, которые дают сигнал опасности для иммунной системы. Мы проверили препараты, которые уже используются в терапии рака, и усилили действие этих препаратов», — сказал профессор Крысько.

В исследовании использовался ряд методов и подходов, которые применялись в экспериментах in vitro и in vivo. В лабораториях Университета Лобачевского и Гентского университета исследователи изучили, как вещества накапливаются в клетке, проанализировали типы гибели клеток, когда клетки подвергались воздействию фотосенсибилизаторов, и выявили молекулярные механизмы явлений, которые происходят с клетками в процессе их гибели.

«В этом исследовании мы изучили реакцию клеточного уровня дендритных клеток (компонентов иммунной системы) на их взаимодействие с раковыми клетками, подвергавшимися фотодинамической терапии (ФДТ), и доказали, что фотодинамическая терапия может активировать собственный иммунный ответ организма», — пояснила Виктория Турубанова, научный сотрудник кафедры общей и медицинской генетики Института биологии и биомедицины.

Исследователи изучили дополнительные аспекты использования существующих лекарств для разработки новых протоколов рака, основанных на стимуляции иммунной системы. Такие варианты терапии снижают риск метастазирования и повышают эффективность выздоровления пациента.

Была проведена серия экспериментов на лабораторных мышах, в результате которых был сделан важный вывод о том, что клеточная вакцина, полученная из умирающих раковых клеток, защищает мышь от рака, предотвращая развитие опухоли в организме.

Основываясь на полученных результатах, исследователи опубликовали свою статью «Иммуногенная гибель клеток, вызванная новой фотодинамической терапией на основе фотосенса и фотодитазина» в «BMC Journal» для иммунотерапии рака (с импакт-фактором 8,67). В статье описаны новые варианты фотосенсибилизаторов, которые вызывают иммуногенную гибель раковых клеток.