Боинг 737: статистика аварий и катастроф

Москва, 21:20, 13 Янв 2020, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

Боинг 737 — это лайнер, полет на котором стал последним для 5,4 тысячи пассажиров и членов экипажей.

В свете последней истории с крушением Боинга 737 над Тегераном пользователи задумались о том, насколько безопасен этот самолет, так как  первоначальной версией крушения самолета выдвигалась неисправность самолета.

История Boeing 737

Первый полет лайнера Boeing 737 состоялся 9 апреля 1967 года – за несколько лет до высадки человека на Луну. Спустя время компания хотела свернуть его производство из-за низкого спроса – на Boeing 737 было всего 37 заказов, — но передумала, отменив другие разработки и перенаправив средства на продолжение программы.

В результате Boeing 737 стал бестселлером. Сейчас это самый производимый авиалайнер в мире. Существует более 10 вариантов 737, однако только три модели семейства самолетов Boeing могут называться классической серией лайнера Boeing 737, это 737-300, 737-400 и 737-500. Эти самолеты выпускались с 1984 по 2000 год.

Первый дизайн семейства Classic, Boeing 737-300, отличался отличался от оригинальных 737, выпущенных в 1967 году. Он потреблял меньше топлива и создавал меньше шума. Планер самолета был почти на 10 футов длиннее и мог перевозить до 149 пассажиров. Через несколько лет последовал новый улучшенный Boeing 737-400, который был длиннее предыдущих моделей и мог перевозить до 188 пассажиров. Последний из семейства Boeing 737 Classic, 737-500 перевозил меньше пассажиров, но мог летать на большую дальность.

За «классикой» последовало поколение 737 Next Generation (модели -600/-700/-800/-900), а затем — семейство 737 MAX (-7/-8/-9), разрабатываемое «Боингом» для замены семейства Boeing 737 NG. Первый полёт модели Boeing 737 MAX 8 состоялся 29 января 2016 года.

В каждый момент времени в воздухе в среднем находятся более 1250 Boeing 737, каждые 5 секунд где-то на Земле взлетает или приземляется самолет.

Авиационный завод Boeing построил и продал более 8500 Boeing — 737. Это был их самый успешный серийный авиалайнер, заказы на который поступали от крупных авиакомпаний по всему миру. Boeing 737 составляют более 25% мирового парка коммерческих авиалайнеров.

Компания «Боинг» является крупнейшим экспортером США, 80% готовых самолетов продаются за границу. В отличие от других компаний, Boeing не прибегает к созданию своей продукции с использованием дешевой рабочей силы в зарубежных странах.

Boeing — крупнейшая технологическая компания Америки. Его основным преимуществом перед главным конкурентом – Airbus – называют инновации.

Авиационные аварии и катастрофы Boeing 737

Несмотря на все достоинства, Boeing 737 не удалось избежать авиакатастроф. Особенно это касается 737 MAX, недоработки в котором привели к трагедиям, а позже — к отказу от использования самолета по всему миру.

Не считая трагедию, случившуюся в Иране, за историю существования Boeing 737 с участием самолетов всех серий произошло 480 инцидентов, в результате которых погибло около 5,4 тыс человек.

Первая авария со смертельным исходом произошла 8 декабря 1972 года, когда рейс 553 United Airlines потерпел аварию при попытке приземлиться в аэропорту Чикаго. Погибли 43 из 61 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, и два человека на земле.

Самое масштабное происшествие уничтожение пассажирского Boeing 737 случилось 8 ноября 1983 года, когда лайнер авиакомпании TAAG Angola Airlines разбился сразу после взлета с аэродрома Лубанго в Анголе. Погибли четыре члена экипажа и 126 пассажиров, находившиеся на борту. Ответственность за теракт самолета взяли на себя боевики UNITA – они заявили, что пустили в самолет ракету с земли.

В России самая крупная катастрофа с Boeing 737 произошла в Перми 14 сентября 2008 года, когда пассажирский самолет российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд» упал на железную дорогу в черте города. В результате ЧП погибли все 88 человек, находившиеся на борту.

25 февраля 2009 года пассажирский самолет Boeing 737-800 турецкой авиакомпании Turkish Airlines, выполнявший регулярный рейс по маршруту Стамбул — Амстердам, потерпел крушение при заходе на посадку в амстердамском аэропорту Схипхол. Лайнер столкнулся с землей и развалился на три части в 1,5 км от торца взлетно-посадочной полосы. На борту находились 135 человек, из них погибли девять, 86 человек получили ранения. Следствие установило, что катастрофа произошла из-за сбоя в работе радиовысотомера и ошибки экипажа.

Крупнейшая по количеству погибших катастрофа с участием всех модификаций Boeing 737, а также первая авария с участием Boeing 737 MAX произошла 29 октября 2018 года у Джакарты. Вскоре после взлета рухнул в море самолет Boeing 737 MAX местной авиакомпании Lion Air. В результате погибли все 189 человек, находившиеся на борту — 181 пассажир (178 взрослых и трое детей), а также шесть бортпроводников и два пилота.

10 марта 2019 года подобное крушение под Аддис-Абебой потерпел 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines — самолет упал через шесть минут после взлета, погибли все 157 человек на борту. После катастрофы по всему миру решили отказаться от эксплуатации самолетов модели 737 MAX. Последней страной-отказником стали США.

Первая катастрофа в 2020 году случилась 8 января 2020 года самолетом Boeing 737-800 Next Generation авиакомпании «Международные авиалинии Украины», следовавшем по маршруту Тегеран-Киев. Самолет потерпел крушение через несколько минут после взлета. Все пассажиры и члены экипажа на борту погибли. Это также первая значительная трагедия, случившаяся с украинским самолетом.

Первоначально власти Ирана заявляли, что авиалайнер потерпел катастрофу по техническим причинам, отрицая, что самолёт мог быть сбит. В то же время  лидеры западных стран, ссылаясь на данные разведки, утверждали, что самолёт был сбит ПВО Ирана. Спустя три дня после катастрофы иранские власти признали, что самолёт был сбит их силами ПВО в результате «человеческой ошибки» в обстановке повышенной боевой готовности вооружённых сил, связанной с возможным ответом США на ракетный удар КСИР по американским военным объектам в соседнем Ираке.

Катастрофа рейса 752 стала крупнейшей по числу погибших за всю историю украинской авиации  и первой в истории авиакомпании МАУ за 28 лет существования. Входит в число 50 крупнейших катастроф в истории авиации.

Статистика

По состоянию на 10 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 214 самолётов Boeing 737, 122 из них семейства Original: 737-100 и -200 (производились с 1967 по 1988 годы).

Boeing 737 пытались угнать 115 раз, при этом погибли 326 человек.

По масштабности последняя катастрофа с украинским самолетом занимает также трагичное место в топ-50 наиболее масштабных катастроф мировой авиации.

Общее количество жертв в результате аварий лайнеров семейства 737 недавно достигло 5562 человека. Это пугающая цифра вызывает настороженность не только у аэрофобов, но и у тех, кто никогда ранее не высказывал признаков боязни полета.

Сухие цифры говорят, что Boeing 737 не самый безопасный авиалайнер: на миллион вылетов приходится 0,28 катастроф минимум с одной жертвой. Это почти в три раза больше, чем для семейства Airbus A318/319/320/321, с которыми происходит 0,11 летальных аварий на миллион полетов. Однако стоит учитывать, что в эту статистику входят и результаты самых первых моделей 737, которые увидели небо в конце 1960-х и обладали массой детских болезней.

Из более чем 200 потерянных 737-х восемь были уничтожены в результате боевых действий или атак террористов, отняв жизни у 596 человек (11% от общего числа жертв). Из всего списка инцидентов, связанных с этим модельным рядом самолетов, лишь треть однозначно ассоциируется с техническими неполадками на борту. Остальные — ошибки пилотирования или обслуживающего персонала, экстремальные погодные условия, либо аварии с участием наземной техники и в результате перегруза воздушного судна.