Первое мая от древних римлян до Петра I: происхождение и традиции праздника

Москва, 21:51, 30 Апр 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Принято считать, что праздник День Труда зародился первого мая 1886 года, когда чикагские работники вышли на забастовку, требуя введения восьмичасового рабочего дня. Все закончилось столкновениями и человеческими жертвами, но с тех пор рабочие получили право ежегодно проводить демонстрации первого мая. Но на самом деле у этого праздника куда более глубокие корни.

Исторические корни праздника

Майские празднования в Советском Союзе сделали торжеством, проходящим под политическими лозунгами, сначала этот день носил гордое имя дня Интернационала, а с 1992 года превратился в День Весны и Труда. После торжественной демонстрации советские трудящиеся устраивали импровизированные маевки на природе, чаще всего с коллегами. Однако желание провести время на природе в период мощного пробуждения природы не имеет отношение к солидарности и производству, скорее это интуитивная потребность воссоединения с природой после долгой холодной зимы.

Еще древние римляне в начале мая праздновали начало весны и приносили жертвы богине плодородия Майе ( Майесте), она была супругой бога Вулкана. С этого дня Вечный город начинал торжества, посвященные еще одной представительнице римского Пантеона — богине Флоре.

Но сама интересным праздником, который отмечался в Древнев Риме 1 мая был женский день — в жесть прекрасной дочери Фавна. Фавния считалась покровительницей женского здоровья, но культ доброй богине считался неофициальным, ей не полагались именные храмы и жрицы. Скромный храм у Фавнии все же был и каждый год весталки высевали рожь у стен святилища. Римлянки верили, что напиток, приготовленный из колосьев первомайской ржи обладает чудодейственными свойствами и может исцелить любой женский недуг.

В средневековых учебных заведениях первого мая принято было отдыхать и веселиться. Организовывали массовые гуляния и забавы. Сначала обычай пришел в Польшу, а оттуда и в Киевскую академию.

Первоначально празднества ассоциировались сугубо с университетами и семинариями, но вначале восемнадцатого века поселенцы Немецкой слободы в Москве решили сделать первомайские гуляния законными. Они обратились с такой просьбой к царю Петру І, а тот удовлетворил их пожелание.

Кельтские празднества и изгнание злых духов

У англичан первомайские празднования имеют отсылку к кельтскому празднику Белтейн, который традиционно отмечался в первый майский день. В это время разводили ритуальные костры, прыгали через них, чтобы очиститься. Праздничные ритуалы происходили из духовных обрядов друидов, которые таким образом изгоняли злых духов. Но со временем подобная ассоциативная нагрузка отошла на второй план.

Еще одним историческим предвестником современного мая является Вальпургиева ночь, которая происходила с тридцатого апреля на первое мая. В эту ночь жильцы средневековых деревень проводили обряды по изгнанию ведьм и злых духов, создавали и сжигали соломенные чучела. Считалось, что эта ночь имеет чудодейственную силу, а еще в этот период сильное воздействие трав. Этот обряд больше напоминает нам гуляния на Ивана Купала, а не первомайские демонстрации.

В конечном итоге, мы должны осознать, что первое мая – это не просто политизированный выходной день. Это праздник начала весны, радостных гуляний, который имеет множество культурных предпосылок. Но хотелось бы напомнить, что в этом году нам придется встретить праздник скромно, без массовых торжеств и традиционных шашлыков, ведь коронавирусная пандемия продолжает свирепствовать по всему миру.