Грандиозная афера ХХ века: какое жульничество скрывали производители «чистой» воды в бутылках

Москва, 12:20, 26 Июн 2020, редакция FTimes.ru, автор ftimes20.

Продажа воды, разлитой в бутылки — один из самых величайших обманов в истории человечества. Чаще всего прозрачная жидкость, которую позиционируют как более качественную, экологически чистую и полезную, не имеет ничего из указанных свойств, а в худшем случае по качеству может быть даже хуже той, которая течет в кране. 

Почему люди покупают воду из супермаркетов

Согласно данным маркетологов, из года в год количество проданных бутылок воды увеличивается в среднем на 6-7%. По подсчетам некоторых фирм, в 2020 году общая сумма от реализации бутилированной воды достигнет 297 миллиардов долларов.  Несмотря на то, что в многих развитых странах водопроводная вода хорошо очищается и стоит недорого, люди все равно идут в магазины, чтобы приобрести прозрачную жидкость в бутылках.

Впервые бизнес по продаже воды в бутылках был организован во второй половине ХVIII века в Новом Свете (США). Бостонская компания Jackson’s Spa начала продавать воду в стеклянных бутылках, позиционируя продукт как лечебный. Очень скоро фирма стала монополистом на рынке воды, и увеличила объемы продаж до немыслимых размеров.

В 1898 году во Франции медик Луи Перье, владеющий частной лечебницей, решил продавать минеральную воду из целебного источника в Вереже, расположенного неподалеку от его места жительства.  Как ни странно, вода пользовалась спросом — вскоре постоянными клиентами Перье стали рестораны и гостиницы многих стран Европы.

Очистка водопроводной воды снизила спрос на бутилированную

Популярность бутилированной воды росла вплоть до того момента, пока в ХХ веке не изобрели недорогой способ обеззараживания проточной воды — хлорирование. После этого граждане перестали покупать прозрачную жидкость в бутылках, ведь дома они пользовались водой, которая по вкусу была ничуть не хуже.

 Возвращение потребителя к покупке минеральной воды в бутылках состоялось благодаря немалым рекламным бюджетам, которые не побоялись выложить компании-производители. Так, после Второй мировой войны компанию по производству минералки Перье выкупил молодой, но очень амбициозный бизнесмен Густав Левен. За последующие двадцать лет его продукция захватила большую часть европейского рынка, а в 70-х годах  вышла на американского покупателя, которому французская вода пришлась по вкусу.

Благодаря рекламным бюджетам вода в бутылках пользуется спросом

В 90-х годах прошлого века минеральную воду стали выпускать такие бренды-гиганты, как «Кока-кола» и «Нестле». Благодаря рекламе потребителя убедили, что вода из магазина — одна из главных составляющих здорового образа жизни, мода на который начала активно внедряться. К слову, в некоторых странах бутилированная вода, которая позиционируется как продукт высокого качества, стоит дороже, чем продукты питания. Например, по информации исследовательской компании «Food and Water Watch», в Соединенных Штатах литр минеральной воды в бутылке стоит в два раза дороже, чем литр молока, и в три  раза больше, чем литр бензина.

 Производители воды уверяют потребителей, что их вода намного качественнее, полезнее и безопаснее для организма, чем та, что течет из крана.  Однако, по данным компании Environmental Working Group,  которая занималась исследованием рынка бутилированной воды, примерно половина из производителей признают, что это обыкновенная вода, которая просто прошла несколько уровней  дополнительного очищения. Стоит отметить, что около 22 % производителей и вовсе не желают раскрывать, где находятся их скважины. Это свидетельствует о том, что источник тот же самый — водопровод. 

Большинство людей по вкусу не отличает воду из магазина от водопроводной

Таким образом, весь бизнес состоит в том, что покупателям продают обычную воду, однако ее стоимость в среднем примерно в две тысячи раз дороже той, которая течет из крана.

К слову, во многих европейских странах контроль за качеством бутилированной воды куда менее жесткий, чем за той, которая течет по трубам. Никто не проверяет, на самом ли деле эту воду дополнительно очищали, как указано на этикетке. Кроме того, немало исследований экспериментально подтверждают, что большая часть людей не могут по вкусу отличить воду из-под крана от той, которая продается в магазине. Так стоит ли за нее платить?