«Ку-ку мой мальчик, ку-ку»: почему так важно играть с ребенком в эту простую игру

Москва, 12:26, 05 Июн 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

“Где же мой малыш? А вот он!”, — сколько раз мы проделывали этот финт с нашими детьми, и каждый раз он срабатывал. Закроем лицо руками, склонившись над ребенком, и внезапно откроем с возгласом “ку-ку!”, и в награду получим детские улыбки и смех. Что интересно, эта игра может длиться бесконечно, она не выходит из моды и не надоедает детям. Игра в “ку-ку!” может успокоить даже плачущего младенца. Почему же дети всего мира, независимо от культурных традиций и языка, обожают эту игру? Психологи объясняют этот феномен.

Инструмент познания мира

Повсеместная востребованность и распространенность этой игры свидетельствует о том, что она не связана с кругом общения или характером ребенка. Ее популярность обусловлена фундаментальными процессами развития мышления, которые сходны у всех детей.

Изначально считалось, что малыши любят эту игру просто за то удивление, которое она им дарит. Наше лицо прячется за ладонями и вдруг опять появляется, ребенок радуется вновь и вновь. Но психологи полагают, что причина кроется глубже.

Дети приходят в этот мир без знаний о нем. Это мы, взрослые, понимаем, что объекты существуют, даже когда мы их не видим. Мир же ребенка эгоцентричен, он знает о нем лишь то, что видит и понимает. Из этого следует вывод, что игра в “ку-ку!” — это не просто развлечение, а мощный инструмент познания мироустройства для малыша. 

Психолог Жан Пиаже сформулировал этот принцип как “постоянство объектов”, и считает, что именно в первые два года жизни он постигается детьми. Таким образом, чем чаще мы играем с детьми в прятки, тем быстрее и правильнее ребенок уяснит, что мир огромен, и не ограничивается лишь полем его зрения. Это очень важно для последующего развития кругозора и абстрактного мышления. Поэтому так важно играть с ребенком в эту незамысловатую игру, это поможет маленькому человеку быстрее развиваться и чувствовать себя счастливым.

Элемент сюрприза

Интересные исследования провели другие психологи из Швейцарии, Джерод Пэррот и Генри Глейтман. Они обнаружили, что если лицо взрослого появлялось в неожиданном месте, или вместо ожидаемого объекта появлялся другой, то дети радовались меньше. Причем, более старшие дети демонстрировали меньше радости, чем те, кто младше. Это объясняют тем, что дети подсознательно хотят увидеть именно ожидаемый объект, что дает им определенный контроль над ситуацией. Такой же принцип прекрасно работает уже во взрослом возрасте. Сознайтесь, мы больше радуемся, когда нам преподносят сюрприз, который мы чуточку ожидали, а вот абсолютно неожиданный может выбить почву из-под ног, даже если он приятен.  

Психологи пришли к выводу, что важным моментом для ребенка в этой игре является элемент предсказуемости результата. То есть этот смех отчасти от торжества: мол, я так знал. Это является также важным аспектом развития в плане уверенности ребенка в себе.

Много вариаций

В процессе взросления ребенка игра “ку-ку” видоизменяется. Детям около года уже нравится, как мы издалека сообщаем о своем появлении голосом, примерно в этот же период кроха может перенять вашу манеру и прятаться за ручками сам. Старшие дети обожают играть в прятки с родителями, а потом и со сверстниками. 

Эта игра универсальна. Она одновременно и забавляет, и развивает малыша, балансируя между его ожиданием сюрприза и чувством контроля. Играйте в “ку-ку”, это поможет ребенку лучше понять мироустройство и себя, и заставит вас обоих смеяться. Вот последнее вообще бесценно.