Строительство новой железной дороги в Казахстане
Москва, 12:48, 10 Окт 2024, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Соломон.
Железнодорожную линию Дарбаза в Мактаарал строят совместными силами в Узбекистане и Казахстане. Ее длина — 152 км. Такая задача поступила от президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. В планах также и новый пропускной пункт на границе.
В проекте активно участвует крупнейший оператор в Казахстане «Қазақстан темір жолы» АО «НК «ҚТЖ», который обеспечивает транспортное сообщение между регионами республики и другими странами. В рамках деятельности КТЖ предлагаются как пассажирские, так грузоперевозки, а также сопутствующие услуги.
Перевозка грузов между Казахстаном и Узбекистаном только за 2023 год превысила 25 млн тонн. Большая их часть идет через «Сарыагаш». Однако ее недостаточно, чтобы обеспечить логистику на должном уровне. Именно поэтому родился проект обновленной железнодорожной линии. Он перенаправит грузы, которые идут с участка Сарыагаш — Ташкент на другую ветку. Это позволит не только уменьшить нагрузку станцию, но и нарастить объем товаро-транспортных потоков. К тому же, проект должен ускорить развитие Туркестанской области. Она будет соединена с ж/д сетями Казахстана и Узбекистана.
Договоренность о строительстве была достигнута еще в прошлом году. На данный момент строительство продолжается.
Сначала будет построена линия из Ердаута до Мактаарала (до госграницы Узбекистана). Подразумевается, что железнодорожный путь достигнет «Сырдарьи». После этого начнут использовать еще одну ветку — от Жетысая до госграницы Узбекистана. Она также будет выходить на эту станцию.
Как прокомментировал заместитель правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов, проект интересен тем, что будет соединять отдельные районы Туркестанской области с Мактаааральской, а также Жетысайскую с остальной Республикой. Это улучшит инфраструктуру в Казахстане в целом. Всего планируют построить девять станций. Это позволит перевозить грузы напрямую — в том числе, чтобы не проходить узбекскую границу.
Проект повлияет не только на сообщение внутри Казахстана и на связь с Узбекистаном. Он задействует другие страны — Афганистан, Таджикистан, Иран. Грузы будут перевозить быстрее благодаря новым линиям. Разгрузка «проблемной» перегруженной станции Сарыагаш улучшит качество работы железной дороги.
Амбициозный проект затрагивает и другие страны. Обсуждают возможность того, что пути будут проходить через Пакистан в Индию. Казахстан и АО «НК «ҚТЖ» в частности существенно влияют на эти процессы, а линия Дарбаза — Мактаарал повлияет на этот важный маршрут.
Уже сейчас можно посчитать, что грузопоток вырастет до 14 млн тонн, а потом и до 25 млн тонн. Грузы будут двигаться в обоих направлениях гораздо быстрее.
Казахстан ведет работу по расширению железнодорожных путей. В этом активно участвует АО «НК «ҚТЖ» как главный стратегически важный участник перевозок и обеспечения инфраструктуры. За три года количество железных дорог вырастет на 1300 километров.
Также сегодня занимаются строительством еще одних путей на участке Достык — Мойынты, железной дороги, которая пройдет в обход Алматы. Планируют и линию Бахты — Аягоз. В дальнейшем планируют открытие перехода с Китаем Бахты — Чугучак.
Казахстан — одна из стран, через которые следуют грузы из Китая в ЕС. Наибольшее число грузов перевозит оператор международных контейнерных перевозок ОТЛК ЕРА. По словам генерального директора компании Алексея Грома, более 97% перевозок проходят именно через Казахстан. Ожидается, что строительство путей, в том числе на участке Достык — Мойынты, увеличат объем грузоперевозок от пяти раз и более. Также их ускорению будет способствовать третий пограничный переход Бахты — Аягоз, новая ж/д линия по обходу Алматинского железнодорожного узла.
Реклама. АО «ОТЛК ЕРА».