Крушение Boeing-787 в Индии 12 июня 2025 года: трагедия, которой не должно было быть
Москва, 05:30, 13 Июн 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
12 июня 2025 года в истории мировой авиации стало днем, окрашенным в черный. В 13:02 по местному времени пассажирский самолет Boeing-787 Dreamliner индийской авиакомпании Air India, выполнявший рейс AI171 из Ахмадабада в Лондон, потерпел катастрофу почти сразу после взлета. Воздушное судно рухнуло на жилые дома в районе Мегани, всего в нескольких километрах от аэропорта. Погибли, по предварительным данным, все 242 человека на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа в Индии за последние десятилетия — и первое смертельное крушение самолета данной модели за всю ее историю эксплуатации.
Трагедия в цифрах: кто был на борту
На борту находилось 230 пассажиров и 12 членов экипажа. Среди погибших — 169 граждан Индии, 53 британца, 7 португальцев и один гражданин Канады. По данным Air India, российских граждан на борту не было.
Одним из пассажиров, по неподтвержденной информации, мог быть бывший главный министр штата Гуджарат Виджай Рупани. Его присутствие и судьба пока официально не подтверждены.
Катастрофа на глазах у города
Первое видео с места трагедии появилось в Сети уже через считаные минуты. На кадрах — черный дым, пылающие жилые дома, куски фюзеляжа, разбросанные по улицам, спасатели, вытаскивающие тела и раненых. Очевидцы сообщают: самолет шел на низкой высоте с необычно задранным носом, и казалось, будто он пытается совершить вынужденную посадку. Через несколько секунд лайнер врезался в дома. Начался пожар, который охватил как жилые постройки, так и остатки самолета.
Хроника последних секунд полета
Согласно данным с радара, самолет оторвался от земли и набрал всего 625 футов высоты (примерно 190 метров), при этом вертикальная скорость составляла около 896 футов в минуту. Уже через минуту после взлета экипаж подал сигнал бедствия, после чего связь с лайнером оборвалась. Спустя несколько мгновений он исчез с радаров.
Что известно о самолете
Самолет, потерпевший крушение, был частью парка Air India с 2013 года. Это модель Boeing 787-8 — современный, экономичный, рассчитанный на длительные перелеты лайнер. Он считается одним из самых надежных в своей категории. До этого инцидента за 14 лет эксплуатации не было зарегистрировано ни одной катастрофы с человеческими жертвами на борту этого типа. Эксплуатационный срок у таких самолетов — 40–50 лет. Это делает произошедшее еще более шокирующим для специалистов отрасли.
Сразу после новостей о крушении акции Boeing упали на 8% в течение первых получаса торгов. Для компании, уже переживавшей кризис доверия после серии инцидентов с 737 MAX, это новый удар.
Причины крушения: от технического сбоя до саботажа
На данный момент рассматриваются пять основных версий трагедии:
- Перегрузка и жара. Самолет был полностью загружен, на борту находилось более 240 человек. В день катастрофы в Ахмадабаде температура достигала +39°C. Хотя полеты разрешены и при +50°C, такая жара могла повлиять на мощность двигателей и подъемную силу. Лайнер мог просто не справиться с взлетом в условиях плотного воздуха и полной загрузки.
- Ошибка при выпуске закрылков. Согласно одной из версий, закрылки — элементы, обеспечивающие дополнительную подъемную силу — могли быть убраны слишком рано, либо в результате ошибки, либо из-за паники. Это привело бы к резкой потере подъема на малой высоте.
- Сбой автотяги. Система автоматического управления тягой могла дать сбой, и пилоты могли не заметить снижение мощности в критический момент — на взлете.
- Попадание птиц в двигатели. Один из самых частых факторов отказа турбин на малой высоте. Если в оба двигателя попали птицы, потеря тяги была бы мгновенной.
- Саботаж или вмешательство в системы управления. Самая тревожная и пока наименее вероятная версия. Всплыли слухи о возможном вмешательстве в электронные системы самолета — будь то кибератака или диверсия. Пока подтверждений этому нет, но следователи не исключают никаких сценариев.
Расследование началось. Ответов пока нет
На месте катастрофы работают спасательные службы, эксперты по безопасности полетов, криминалисты. Расшифровка черных ящиков — ключевой этап. Индийские власти заявили, что к расследованию привлекут представителей Boeing, а также специалистов из Великобритании и Канады, чьи граждане находились на борту.
Что дальше?
На фоне трагедии международные авиационные службы начали проверку эксплуатации Boeing 787 в других авиакомпаниях. Временно приостановлены некоторые рейсы Dreamliner в Азии. Семьям погибших обещана компенсация, однако для многих потеря близких — непоправимая утрата.
Эта катастрофа — не только удар по репутации Air India и Boeing, но и тревожный звонок всей индустрии. Она вновь поднимает вопрос о надежности авиаперевозок в условиях экстремальных температур, полной загрузки и возрастающих рисков внешнего вмешательства.
Следите за обновлениями. Мы будем информировать вас о ходе расследования и новых фактах, которые появятся в ближайшие дни.