О нехватке учителей в российских школах

Москва, 16:10, 26 Фев 2019, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

Эксперты ОНФ провели в прошлом году опрос более 3 тысяч учителей  из 82 регионов Российской Федерации. Самый важный вопрос этого анкетирования заключался в том, насколько укомплектована учительскими кадрами ваша школа, в которой вы работаете. В результате получилась не очень благополучная, скажем так, картина, потому что около 50% опрошенных ответили, что у них всё нормально, все вакансии закрыты, а вот с остальными 50% получилось так: 37% от 100, то есть более трети всех опрошенных заявили, что у них в школе не хватает учителей 1-3 предметов, а оставшиеся около 10% – что более чем 3-х предметов.

Говоря о предметах, учителей которых в первую очередь не хватает, на первом месте математика. Дальше идут иностранные языки, затем – русский язык и литература, а также начальная школа. Затем еще все остальные предметы – примерно 10%.

Как видим, ситуация с учительскими кадрами не совсем благополучная, видимо, поэтому  министр образования пообещала тщательно изучить результаты опроса.

По данным Министерства образования, в школах не хватает 1% учителей

По данным Министерства образования, картина далеко не такая печальная. Некомплект составляет около 1% учителей. В последние годы намечаются положительные тенденции: в школу идёт молодёжь. Качество ее подготовки повысилось.

На педагогические специальности начали поступать стобалльники, призеры и победители Всероссийских олимпиад. То есть вроде как, по мнению Министерства, проблема высосана из пальца.

В декабре 2018 года во время  Международной Конгресс-выставки «Global Education – Образование без границ» министр просвещения России Ольга Васильева сообщила, что в стране наблюдается дефицит учителей.

«У нас 15 миллионов школьников, в этом году было 15 миллионов 120 тысяч. Каждый день в школы ходит 1,5 миллиона наших педагогов, а в школе занято 2 миллиона 200 человек вместе с нашими педагогами. Эта цифра, которая тоже не является достаточной», — сообщила Васильева.

По словам министра, преподавателей также не хватает в системе среднего специального образования.

Чуть ранее глава Минпросвещения публично заявляла, что дефицит педагогов минимален и уменьшается с каждым годом:

«Если говорить о фактической статистике, то в последние годы наблюдается позитивная динамика. Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах», — сказала ранее министр Ольга Васильева.

 Реальная ситуация с кадрами сегодня

Выяснилось, что на сегодняшний день полностью укомплектованными являются 52% школ в стране, в 37% учебных заведений не хватает одного-трех учителей по определенным предметам,  а еще в 11% нет трех и более преподавателей.

Никто сейчас не берет во внимание, как сегодня работают учителя, в среднем они работают вовсе не на 18, а на 22-24 часа в среднем, это значит кто-то и на полторы ставки – 27, а кто-то ещё больше – на 2, поэтому в этом смысле вакансии, если это вменено учителям уже как внутреннее совместительство, не открываются, но это не означает, что хватает учителей.

«Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе не педагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу», — заявила заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

 В мае 2018 года профсоюз учителей сообщил о невыполнении так называемого «майского указа» президента Владимира Путина от 2012 года, в котором говорилось о доведении заработной платы преподавателей до средней зарплаты в регионе.
В докладе экспертного центра Конфедерации труда России отмечалось, что действующая система, при которой часть зарплаты учителя привязана к результатам его работы, из-за отсутствия четких критериев оценки эффективности «позволяет манипулировать расходами на образование в соответствии с приоритетами региональных властей».

Представители СМИ встретились с педагогами, посетили их форумы в Интернете и попытались выяснить, почему в школах так остро стоит кадровый вопрос, что пугает специалистов в первую очередь и как работают те, кто еще не уволился.

Молодые учителя, которые готовы быть с учениками чуть ли не круглые сутки, отмечают, что для этого нет времени, его сжирает бесконечная бюрократия. Отчётность нужна вышестоящим чиновникам ежедневно, а ведь есть еще и директор, и завучи, которым тоже нужна  куча бумаг. Какие-то отчёты совсем не нужны. К примеру, есть обычный журнал и электронный, записи в них дублируются. Зачем? Министерство спустило приказ — вот учителя и делают, чтобы не получить «по голове».  Многие педагоги не выдерживают – увольняются прямо посреди учебного года.

Если в 90-е в школе присутствовал элемент творчества учителя – новаторство, то сейчас чиновникам не нравится неконтролируемое творчество, поэтому начались отчёты, планы, таблицы.

С XXI века творчество из школы было убрано и заменено менеджментом, отчётностью, а потом и натаскиванием к олимпиадам и ЕГЭ – пожалуй, это есть главная причина ухода.

Количество отчётов, планов, программ ненормально большое, а главное – непредсказуемо. Что министр образования, что местные функционеры – придумывают новые отчёты и требуют их немедленно в любой день, в течение нескольких дней или даже часов. При этом зарплата учителя, что бы ни вещали с высоких трибун, мала. Потому все и хватают по полторы-две ставки.

Сама профессия учителя в обществе стараниями государства низведена до статуса обслуживающего персонала. Сытые бюрократы показывают, что учитель – неудачник, безграмотные самоуверенные представители Рособрнадзора дают понять, что учителя работают неправильно.

Кто же захочет примерить на себя такую репутацию? Вот потому зачастую и не идут в школу работать наиболее умные творческие студенты педвуза…

Общий стон на учительских форумах: школа держится, в основном, на старых кадрах, которые не могут и не хотят меняться.

«Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме школы, не возьмут. Они работают и держат места, которые могли бы занимать более перспективные молодые люди. Наверное, поэтому в школе сейчас не происходит смена персонала, да вообще ничего не происходит, если это не Москва. В провинции старые педагоги просто тянут лямку до пенсии».

Никто не говорит, что всех надо поголовно увольнять и набирать молодых. Нет, мэтров надо оставлять, они должны следить за работой, сохранять традиции и регулировать непростые отношения с коллективом и родителями, но если бы в школе платили больше, туда бы с охотой шли еще и молодые ребята.

Учитель вынужден жить в какой-то ситуации нападения. В любой момент тебе может кто-то из родителей позвонить, наехать на тебя, наорать, что-то потребовать, обвинить тебя и так далее. Они не сами по себе такие… хамы. Сама школа провоцирует пренебрежительную модель поведения по отношению к учителю.

Можно сколько угодно слушать истории о том, как сейчас поощряют и мотивируют молодых педагогов, но если бы это было действительно так, за будущее отечественной школы можно было бы не беспокоиться, а учителя душу рвут, плачутся на своих форумах…

Правительство учитывает чье угодно мнение – министров, экспертов от образования, родителей, общественности… Учителя никто не слышит.