Казахстан, Узбекистан и Евразийское экономическое сообщество

Москва, 23:05, 11 Фев 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

От снижения цен на нефть и падения российского рубля многие в Казахстане начинают  задуматься о перспективах стран Евразийского экономического сообщества (ЕВРАЗЭС). Узбекистан, судя по всему, в ЕВРАЗЭС и вовсе не собирается.

Евразийское экономическое сообщество — это экономическая интеграция Казахстана, России, Беларуси и Армении, а вскоре, и Кыргызстана. Сообщество располагает единым рынком в 176 млн. человек и валовым внутренним продуктом более 4 триллионов долларов США. ЕВРАЗЭС осуществляет свою деятельность через наднациональные и межправительственные учреждения и обеспечивает свободное движение товаров, капитала, услуг и людей.

Многие задавались вопросом, имеет ли желание другой «стан» — страна Узбекистан, южный сосед Казахстана и одна из ведущих экономик Центральной Азии, также присоединиться к сообществу в ближайшее время?
Одна из причин, по которой Узбекистан не желает интегрироваться на этом этапе, заключается в том, что он не сможет конкурировать с Казахстаном экономически, если получит открытую общую границу. Так считает политолог Рустам Бурнашев.
Эксперт говорит, что было слишком много мифов, витающих вокруг Узбекистана. В частности, он настаивает на том, что ситуация в стране была более стабильной, чем это изображалось в СМИ, что политическая система страны отходит от принципов трайбализма и преемственности власти, становясь более институциональной и правовой, в отличие от ситуации в некоторых соседних странах.
Бурнашев выразил мнение, что было мало предложено каких-либо льгот для присоединения Узбекистана к Евразийскому сообществу. В едином экономическом пространстве узбекские бизнесмены не смогут конкурировать с казахскими олигархами, которые постепенно будут скупать во все значительные производственные мощности в Узбекистане.
Он сослался на президента страны Ислама Каримова, который сказал несколько лет назад, что было бы неразумно объединять два совершенно разных типа экономик. Казахстан, опирается на свой сильный банковский сектор, в то время как узбекская экономика основана на промышленном производстве.
Кроме того, сохраняя свою экономику закрытой, Узбекистан защитился от последствий глобального экономического кризиса и сделал последние семь лет менее болезненными для своего народа, чем в других, более открытых, странах Центральной Азии. Динамика экономического и социального роста в Узбекистане была не так ярко выражена, как в Казахстане, но она была стабильной.

Президент Узбекистана Ислам Каримов дал понять, что он имел намерение на вступление в Евразийское экономическое сообщество. 13 января 2015 года, он заявил, что Узбекистан не заинтересован ни в Евразийском сообществе, ни в Таможенном союзе, добавив, что его страна никогда не станет членом альянса, напоминающего бывший СССР.
Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко рассказал, что Узбекистан был в разы «враждебнее» идее ЕВРАЗЭС, но Россия намерена смягчить свою позицию. Он также отметил, что «не так давно состоялась встреча Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова, где они обсудили роль России в украинском кризисе и, я думаю, позиции Назарбаева и Каримова, в целом, совпадают — ни один из них не был особенно счастлив от этого, я имею в виду про действия России в отношении Крыма и Донбасса».
Узбекский лидер посетил своего Казахстанского коллегу в конце ноября 2014 года, и они оба подчеркнули свою готовность к укреплению двустороннего сотрудничества. Назарбаев сказал, что «стабильность и развитие всего региона зависит от позиции и сотрудничества Казахстана и Узбекистана».

Узбекистан приостановил свое членство в Организации Договора о Коллективной Безопасности 28 июня 2012. Некоторые расценили это как знак того, что Узбекистан согласится разместить американские военные базы на своей территории. Но Узбекистан открыто осудил эти «догадки» в августе 2014 года.

Однако, стало известно, что страна получит крупную партию военной техники из США. 22 января 2015 года, в интервью «Голосу Америки», заместитель помощника госсекретаря по Центральной Азии Дэниел Розенблюм заявил, что США дает 308 Mine-Resistant Ambush Protected Vehicles (MRAPs) и 20 бронированных эвакуационных машин в Узбекистан. Однако это не обязательно означает, что Узбекистан все больше склоняется в сторону США, поскольку выяснилось также, что и Казахстан проявил свой интерес к аналогичным предложениям.