Отступать от своих интересов на Южном Кавказе Россия не собирается
Москва, 12:55, 14 Фев 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
Невзирая на экономические проблемы, отступать от своих интересов на Южном Кавказе Россия не собирается.
У Российской Федерации на сегодня насчитываются шесть «болевых точек» — Абхазия, Крым, Донецкая республика, Луганская республика, Южная Осетия и Приднестровье. Но интересы Москвы на стратегически важном Южном Кавказе перевешивают любые экономические санкции Запада.
Российскую экономику, конечно, лихорадит. Санкции, введенные Европейским Союзом и Соединенными Штатами в отношении России за ее, якобы, участие в украинском кризисе, и ответный запрет России на импорт продовольствия из стран, наложивших на нее санкции, вызвали рост цен на продукты питания. Резкое падение выручки от продажи энергоносителей, наряду с быстрой девальвацией рубля, усугубляют проблемы. Потребительские цены выросли на 15% в январе 2015, по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году.
В ответ на это правительство РФ ввело 10% сокращение до 15,513 триллиона рублей госбюджета на 2015 год, и на этой неделе призвало к дальнейшему сокращению еще на 600 млрд. Заработная плата и социальные пособия будут заморожены.
Некоторые наблюдатели ожидают, что экономические меры, возможно, уменьшат поддержку Россией Абхазии и Южной Осетии, которые являются базой для тысяч российских солдат, и большинство жителей которых являются гражданами России. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии после ее войны 2008 года с Грузией.
Бюджет Южной Осетии получает более 91% или 7,3 млрд. рублей из бюджета России. В 2013 году исследование, проведенное Международной кризисной группой, показало, что Россия субсидирует около 70% бюджета Абхазии, что составляет 11,75 млрд. рублей на 2015 год.
Но до сих пор нет никаких признаков того, что сокращение помощи Южному Кавказу наступит в ближайшем будущем. «Да, у нас есть [экономические] трудности, но Россия по-прежнему имеет много денег», — подчеркнул Алексей Мухин, директор Московского Центра политической информации. «Формат поддержки может измениться, но, без сомнения, Россия будет продолжать оказывать поддержку Абхазии и Южной Осетии», — продолжил он.
Южная Осетия, по сути, увидела рост на 19% российских платежей (6,675 млрд. руб.) в бюджет 2015 года. Абхазия еще не утвердила бюджет.
Экономические проблемы, из-за падения рубля, бесспорно, существуют. Абхазские СМИ, например, сообщают, что цены на продукты питания выросли на 20% выше, чем в соседней России. Чтобы справиться с ростом инфляции, Нацбанк Абхазии де-факто рассчитывает повысить процентные ставки. Один источник оптимизма в том, что трудные времена могут подтолкнуть рост туризма в Абхазии: все больше российских туристов захотят относительно недорого отдохнуть в экономически слабо развитом регионе Черного моря.
Южная Осетия, между тем, не имеет туристической индустрии, на которую можно опереться. Она сталкивается с «галопирующими ценами», как сообщают местные СМИ и не видит никакой альтернативы России для своей экономической поддержки.
В Тбилиси, Георгий Вольский, глава правящей «Грузинской мечты», подчеркнул, что грузинские чиновники не ожидают масштабного потока россиян в Абхазию и Южную Осетию. Интерес России, заключающийся в «энергоресурсах и транзитных коридорах», заложенный в ее стратегию безопасности на 2009-2020 годы как «решающее значение», — будет превалировать над любым бременем расходов, считает он.
«Российский интерес ориентирован на противостояние Западу эксплуатацией этих ресурсов, и Грузия является одним из мест, представляющих особый интерес. Земли Южной Осетии и Абхазии важны для России, чтобы сохранить свое военное присутствие в Южном Кавказе», — заявил Вольский.
При всем своем возмущении признанием Российской Федерацией Абхазии и Южной Осетии в качестве Независимых Государств, тем не менее, Грузия не вошла в список стран Запада введших санкции против России. Скорее всего, она одновременно рассчитывает на постепенный развал российской экономики, преследуя стратегические планы вместе с Западом, и на избежание дальнейшего конфликта с Россией.
«Наша цель в том, чтобы не давать повода России для возможной эскалации агрессии, и открыть российский рынок для грузинских товаров», — сказал экс-министр обороны Ираклий Аласания, ныне лидер оппозиции.
После того, как «Грузинская мечта» пришла к власти в 2012 году на обещаниях «нормализации» отношений с Москвой после войны 2008 года, Грузия подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом и договорилась о создании учебного центра НАТО. «Политика дала нам время и пространство для работы над этими вопросами», — добавил Аласания.
Но некоторые события в Абхазии и Южной Осетии вызывают у Тбилиси сомнения в успехе такой политики. Даже во время того, как Москва и Тбилиси вели переговоры о возвращении грузинского вина на российский рынок в 2013 году, проходило строительство российской де-факто границы для Южной Осетии, охраняемой российскими солдатами.
В 2014 году, когда Грузия увидела возвращение в Россию ее фруктов и овощей после нескольких лет эмбарго, в Москве подписали «соглашение о стратегическом партнерстве» с Абхазией, которое переводит абхазских военных под российское командование во время конфликта. Президент России Владимир Путин подписал соглашение 4 февраля.
Тбилиси осудил эти действия Абхазии и предложил Южной Осетии соглашения по интеграции в качестве шагов, направленных против России.
Недавние события в Восточной Украине и Крыму предполагают, что стратегические цели России на Кавказе не изменилась, несмотря на временные экономические трудности.
По материалам http://www.eurasianet.org/node/72066