Секретные линии московского метрополитена

Москва, 10:45, 14 Июн 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

Жители Москвы ежедневно используют метро в качестве основного вида транспорта. Это быстро, удобно и доступно, однако мало кто догадывается о второй стороне метрополитена.

            Довоенная история

Во времена СССР строители работали не только над созданием метро, но и над секретными разработками. Так во время постройки второй очереди, которая была запущена в 1937-1938 годах, существовали разработки станции «Советская», которая должна была расположиться между «Площадью Свердлова» (в наше время «Театральная») и «Маяковской».

Сталин дал приказ о том, чтобы на «Советской» построили скрытые помещения для управления штабом из-под земли. Станция так и не была открыта, расстояние между «Театральной» и «Маяковской» было огромным. В 1979 году перегон разделили напополам станцией «Тверская». Также в довоенное время строились пути для связи между Кремлём и бункерами на Арбатско-Покровской линии.

В планах было построить стадион, под которым расположился бы сталинский бункер, оборудованный выходом на трибуны и в конференц-зал. Строители трудились и над двумя тоннелями для автомобилей, которые вели к Кремлю и к станции метро «Сокольники». Переход к убежищу есть и на станции метро «Измайловский парк».

Похожее укрытие было в Кунцево под дачей Иосифа Сталина, оно растягивалось на целых 37 километров.

            Отголоски военного времени

Когда в 1941 году немецкие захватчики бомбили столицу, метро стало своеобразным бомбоубежищем для горожан. Для генерального секретаря было построено личное укрытие глубиной в 15 метров.  «Вождь народов» распорядился о чугунном перекрытии, чтобы обезопасить себя полностью. Вход в убежище ничем не выделялся, это была обыкновенная дверь с кодовым замком, за которой скрывалась лестница вниз. Однако генсек ею не пользовался, так как  спускался на лифте, который соединял укрытие с дачей вождя.

Внутри бункер был обустроен с шиком: стены покрыты мрамором, на полу деревянный паркет, на стенах кабинета Сталина дуб, а посредине массивный стол.

После постройки убежища в 1953 году был создан ещё один участок метро от Площади революции до Киевской. Загадочный перегон был построен в течение двух лет. Далее его продолжили до Парка Победы.

Впервые речь о «скрытом» метро пошла в 80-х годах прошлого века. Первым печатным изданием, поднявшим эту тему, была газета «Аргументы и Факты», в которой в 1992 году опубликовали первую новость. Далее тема загадочной подземки разошлась по всей стране и входила в число самых обсуждаемых. Известный журнал «Огонёк» окрестил данные объекты просто: Метро-2.

            Дб или Метро-2

В годы СССР данная линия метро называлась Дб. Известие о ней быстро разлетелось по страницам всех журналов и газет, об этом вещали с экранов телевизоров. Журналисты выдвигали множество своих предположений, которые привели к образованию слухов и легенд. Однако уже через год данная тема полностью исчезла и о ней больше никто не вспоминал.

Примечательно, что до наших дней не существует официальной схемы Метро-2, а также никто из властей так и не подтвердил информацию об его существовании. Стараниями исследователей были созданы приблизительные схемы станций, а также собрано довольно большое количество информации.

            Первая линия

Работа первой линии началась в 1967 году, но не исключено, что какая-то её часть функционировала и ранее. Длина ее  около 27 километров.

Станции метро: Кремль – Библиотека имени Ленина – Академия ФСБ – Академия Генерального штаба – Раменки (город под землёй) – Солнцево – Аэропорт Внуково-2.

В 1954 году после смерти Иосифа Сталина была напечатана книга «Московский метрополитен», в которой помимо прочего речь шла о пятой очереди метро.

До наших дней остается неясным построен ли участок на Фрунзенской радиусе,так как станции Фрунзенская и Спортивная находятся на предполагаемых местах, а также там расположена наземная станция «Воробьевы горы».

Рядом с главным корпусом Московского государственного университета хотели построить одноименную станцию, но в 1950-х годах план изменился. Если подробно изучить карту станций, то можно увидеть, что тоннели от «Спортивной» до «Университета» имеют соединяющий тоннель, который сейчас является тупиком. Однако упирается он не в стену, а в ворота, которые должны соединять гражданское метро с «Дб».

В 2014 году была открыта станция «Тропарево», на которой есть вентиляционные шахты, точное предназначение которых неизвестно. Также загадкой остаются подземные этажи Генерального штаба, которые могут быть одним из входов в секретное метро.

Некоторые исследователи считают, что в 1980-х годах Метро-2 было расширено до аэропорта Внуково-2, для метростроевцев которого в Одинцово и построен жилой комплекс «Новые дома».

            Вторая линия

Она была закончена в 1987 году. Считается, что под землёй вторая линия протянулась на 60 километров.

Станции метро: Кремль, далее линия идёт параллельно с Варшавским шоссе до пансионата Бор, в котором расположился вторая секретная штаб-квартира Генштаба. Также предполагают, что эта линия идёт намного дальше, после Чехова. Строительная база второй линии расположена около Царицыно.

            Третья линия

Построена одновременно со второй линией, но третья гораздо короче и составляет  25 километров.

Станции: Кремль – Лубянка – Мясницкая. Далее метро проходит под Шоссе Энтузиастов, пересекая Измайловский парк. Возможно, есть вход неподалёку от «Красных ворот».

            Четвёртая линия

Эта линия метро считается минимально известной, информации о ней крайне мало. Скорее всего, она начинается где-то в районе станции «Смоленская», далее проходит под «Парком Победы» и направляется в расположенный на Барвихе бункер.

            Зачем была нужна линия «Дб»

В годы СССР Метро-2 находилось под руководством Комитета государственной безопасности, а в дальнейшем перешло в руки ФСБ. Общая протяжённость секретных линия составляет  приблизительно 150 километров, глубина точно неизвестна, однако гораздо глубже станции метро «Парк Победы», который расположен в 80 метрах под землёй.

Основной задачей данной линии является защита государственных служащих Кремля от возможной атомной атаки. Сейчас между станциями Метро-2 перемещают грузы, а также обслуживающий персонал метрополитена, правительственные лица линии не используют.

Характерным для этого вида транспорта является отсутствие двух путей, а также контактных рельс. Пути углублены в бетон, это позволяет беспрепятственно двигаться не только поездам, но также автомобилям и военной технике.