Что могли позволить приговоренным к смертной казни

Москва, 22:20, 15 Июл 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

В период правления Иосифа Сталина приговоренных к высшей мере наказания могли казнить практически на следующий день. В то время не шла речь ни о каких последних словах перед смертью. А когда к власти пришли Никита Хрущев и Леонид Брежнев, то у заключенных появилось гораздо больше прав, равно как и вариантов прощания со своей жизнью.

История смертного приговора

Начало этапов исполнения этого наказания, равно как и полное соблюдение всех правил обреченными на смерть, берет свое начало еще со времен Древней Руси. Уже тогда разнообразие методов умерщвления было огромным, начиная от сожжения и заканчивая повешением. Например, по официальному Указу 1649 года, приговоренных к подобному виду наказания последние шесть недель заставляли молить о прощении своих грехов в особых для того покаянных избах.

Кого наказывали казнью

В список таких преступников попали декабристы и дореволюционные злодеи. Они в любой момент имели возможность исповедаться перед Господом, написать любые письма своим родственникам или даже увидеть близких. Ну а кто желал, тот мог перед смертью произнести маленькую прощальную речь.

В царской России были определенные проявления снисходительности к смертникам. Это был шанс на последнюю исповедь и святое причащение. Ну а уже немного позже, во времена советской России, преступников могли сразу же расстрелять, буквально в течение 1-2 дней после подписания приговора. В таких условиях никто и не думал о том, чтобы дать осужденному возможность как-то подготовиться к уходу в мир иной.


Из любого правила есть исключения. Иногда смертникам могли продлить жизнь, иногда даже на несколько месяцев. В 1930-ые годы, самый разгар коммунистического терроризма, у приговоренного было ровно 72 часа на подачу заявления о помиловании. Естественно, огромное количество таких официальных прошений даже не рассматривалось. К примеру, такие заявления подавали Григорий Зиновьев и Лев Каменев. Руководство страны с ними ознакомилось, но все-таки отклонило. И через день после этого наказание привели в исполнение.

МВД был выдан специальный приказ, согласно которому смертники находились в одиночных камерах. Родные их могли навещать, но только в некоторых случаях и то, по официальному разрешению главы Верховного суда. Кто хотел, тому давали возможность последний раз помолиться. Но по воспоминаниям самих сотрудников советских правоохранительных органов, желающих высказаться перед Богом среди заключенных атеистов  практически не было. Выполнялись другие мелочные просьбы, по типу последней сигареты.

После смерти нельзя было ничего передавать родственникам, но могли сделать исключение для передачи фотографии сына матери, к примеру. Интересно, что больных смертников не казнили. Перед исполнением приговора их сначала вылечивали от любых болезней.