По следам съемок главного советского праздничного фильма для детей «Новогодние приключения Маши и Вити»
Москва, 22:55, 01 Янв 2020, редакция FTimes.ru, автор Мария Сосновская.
Советский кинематограф может похвастать солидным багажом новогодних фильмов для взрослой аудитории. Для детворы подобных праздничных киноисторий не наберется даже десятка. И хотя многие зрители с удовольствием вспоминают сказку про «Двенадцать месяцев», далеко не все согласны с тем, что фильм можно считать образцом новогодней истории.
Сказочный фильм «Морозко» тоже остался в памяти миллионов зрителей. События сказки развиваются в зимнее время, дедушка Мороз — один из главных героев, но назвать фильм полностью новогодним также нельзя.
Примером настоящего удачного фильма о новогоднем празднике детворы для многих россиян до сих пор остаются «Новогодние приключения Маши и Вити».
Ставка на музыкальную составляющую и незамысловатый сюжет
Обычно в детсадовских и школьных постановках сюжет новогодний пьес идентичен: Деда Мороза/Снегурочку/пульт от елочной гирлянды (нужное – подчеркнуть) крадет Кощей/Баба Яга/Гринч/инопланетяне/озлобленный дед Тарас с четвертого подъезда, которому надоело слушать ежегодное нытье жены о необходимости выносить елку.
Не так уж далеко от подобного шаблона ушли и создатели фильма, благополучно «украв» внучку Деда Мороза. Обязанности по ее спасению возложили на двух советских героев – школьников Машу и Витю. За счет высокой самоотдачи актерского состава, а также на редкость удачного музыкального сопровождения съемочной группе и артистам удалось сотворить маленькое киночудо. Автором песен стал Геннадий Гладков, а Павел Финн создал сценарий.
Главная героиня стала олицетворением тонкой романтической натуры, зато Витюша – суровый исследователь, у которого в голове постоянно имеется научное объяснение происходящего и на каждый шаг заготовлен химический или физический опыт. Сейчас такой прием в фильмах и книгах не кажется редкостью, но тогда необычный сюжет заинтересовал юного зрителя.
Далеко не все поклонники сказки знают, что на самом деле изначально она не была заточена под Новый год. Релиз готовился с сюжетом о детишках, которые пытались спасти Белоснежку от обычного волшебника (вероятно, злобного, но безымянного). Но комиссия в Гостелерадио потребовала обязательного новогоднего фильма, и пришлось экстренно переделывать сценарий. Кстати, изначально рабочим названием было «Маша и Витя против «Диких гитар».
Также за кадром осталось то, что вообще-то руководить творческим процессом доверили автору «Старика Хоттабыча» Геннадию Казанскому. Но ему пришлось вынужденно отказаться по состоянию здоровья и тогда обязанности перешли к Игорю Усову. Именно он привлек к работе Гладкова, решив, что сказка только выиграет, если станет мюзиклом. А для реализации последнего команде пришлось искать поющих актеров.
Детские пробы и неожиданная удача для усатого Боярского
С пробами у детей особенных сложностей не возникло. Юру Нахратова, который сыграл роль Вити, одобрили без сложностей. На пробы его привела мама. Мальчик был из интеллигентной семьи техников, который попал на съемочную площадку в рамках кастинга «детей с улицы».
При этом у юного актера за плечами было несколько второстепенных ролей. И хотя мальчик в то время не носил очки, по сценарию ему предписано было обзавестись таким аксессуаром. Пришлось готовить специальные очки, которые бы не имели диоптрий. Примечательно, что к концу съемок выяснилось, что у начинающего актера развивается близорукость. Были даже предположения касательно того, что причина кроется в использовании осветительного оборудования на площадке.
Смешными оказались пробы девочек на роль Маши. О том, что требуется актриса на эту роль, киношники сообщили по радио. Девочку привела на кастинг мама. И когда ребенка попросили спеть песню, ведь фильм-то музыкальный, она взяла не что-то из типичного детского репертуара или новогодних песен, а вдруг завела «Стою на остановочке, в кармане пол-литровочка». Такая непосредственность сразила постановщика наповал.
Даже после завершения съемок он часто виделся с подрастающей Наташей Смирновой, у которой не было отца.
Не менее забавно вышло с декорациями. На самом деле они достались съемочной команде с барского плеча. Так как у сказки бюджет был очень скромным, разжиться качественным реквизитом было нереально. Тогда предприимчивые создатели пошли на хитрость.
Одновременно с ними снимали в другом павильоне «Ленфильма» «Синюю птицу». Это был дорогостоящий проект совместно с американцами, где на декорации не скупились. Как только сцену с определенными частями обстановки отыгрывали в «Синей птице», то «по наследству» весь реквизит передавался в детскую сказку. И хотя совместный труд советских граждан и звезд Голливуда провалился в прокате, новогодняя история про Машу и Витю имела успех.
Что касается отрицательных героев, то тут блеснул Михаил Боярский. Дело было еще до мушкетерской саги и до фильма «Собака на сене». Актер только начинал творческий путь. Причем роль дикого кота ему вообще досталась по знакомству. Изначально сыграть Матвея собирался другой актер, но что-то там не срослось и пришлось экстренно искать замену.
Идею подал Георгий Штиль, который порекомендовал младшего брата своего друга. В качестве основного аргумента «за» Боярского выступили даже не музыкальные таланты (что тоже учитывалось), а внешняя схожесть с котом засчет легендарных усов.
Ошибки по Фрейду и стильная Баба Яга
Вообще с актерами, которые играли нечисть, на съемках фильма постоянно происходили казусы: приятные и не очень.
Так, например, будущий главный советский мушкетер вспоминал, что атмосфера тогда на площадке царила семейная. Ему выпал шанс сыграть с однокурсницей Валентиной Кособуцкой и дядей Николаем. Причем родство с последним позволило добавить в фильм одну интересную деталь, которой изначально в сценарии прописано не было.
Отыгрывая сцену между Матвеем и Кощеем, Боярский нечаянно оговорился, назвав Бессмертного «дядей», ведь роль исполнял Николай Боярский. Игорь Усов сцену менять не захотел, решив, что такая оговорка только добавит истории колорита.
Добавляли особенной ауры современности и песни в стиле рок, придумки Вити (электрошокер чего только стоит) и постоянные взрывы пиротехники. Все было для детских сказок в новинку, поэтому воспринялось на «ура».
Модницей оказалась и стильная не по годам Баба Яга, которую сыграла совсем не старушка, а 27-летняя Валентина Кособуцкая. И хотя гримеры трудились над ее образом не покладая рук, все равно персонаж получился по большей части не страшным, а по-своему харизматичным.
Особенно народу понравилось, что «старушка» разгуливала в коротенькой юбчонке. Такая продвинутая «бабуля» опережала свое время. Только вот съемочная команда не особенно радовалась появлению актрисы в кадре. Как только ей стоило войти в павильон, так все сразу напрягались, потому что происходили какие-то странности то со светом, то с декорациями.
Разрушители дорогого оборудования и народная любовь
На съемках постоянно поддерживалась дружеская атмосфера, но актеры не упускали возможность хулиганить. Особенно отличился тогда еще молодой Боярский. Он умудрился одним выстрелом разнести дорогостоящее оборудование.
Снимали сцену с выстрелом из рогатки яблоком. Актер решил следовать режиссерской команде, уточнив, куда стоит целиться. Ему скомандовали – «в сторону камеры». Никто не мог подумать, что Боярский такой меткий и даже из ненастоящей рогатки может пробить недешевый японский объектив. В результате пришлось притормозить съемочный процесс.
Но если Боярскому роль Кота скорее помогла, чем нет, то об актере, который тогда сыграл Лесовичка, так сказать вряд ли получится. Тогда под большой шляпой спрятался Борис Смолкин. Тот самый, которого вся страна до сих пор называет Константином из-за его звездной роли в «Моей прекрасной няне». Но ему до звездного часа пришлось ждать еще три десятка лет.
И хотя ребята, сыгравшие маленьких главных героев, не выбрали актерскую профессию, благодаря их таланту вся страна с удовольствием пересматривает добрый фильм каждый Новый год.