В переговорах по иранской ядерной программе появились нотки оптимизма

Москва, 14:35, 01 Апр 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Шесть мировых держав и Иран вновь встретились в среду, 1 апреля 2015, в попытке достичь предварительного согласия на сдерживание ядерной программы Тегерана, до сих пор не сумев договориться о таких важных деталях, как сроки снятия с Ирана санкций ООН.

Шесть держав — США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай имеют цель остановить Иран от обретения потенциала для разработки атомной бомбы в обмен на ослабление международных санкций, которые подрывают его экономику.

Иран утверждает, что его ядерная программа носит мирный характер.

Переговоры призваны положить конец 12-летнему противостоянию и снизить риск возникновения новой войны на Ближнем Востоке.

В начале переговоров министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф выразил оптимизм, что первоначальная договоренность находится в пределах досягаемости. Затем он добавил, что это были «очень хорошие переговоры», хотя признал, что есть проблемы, которые нужно решить.

Министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд предостерег: «Я думаю, у нас широкие рамки понимания, но все еще существуют некоторые ключевые вопросы, которые должны быть проработаны».

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров, который вернулся в Москву, оптимистично объявил, что переговорщики достигли общего согласия по «всем ключевым аспектам», — по данным российского информационного агентства ТАСС.

Французский министр иностранных дел Лоран Фабиус покидал переговоры, но вернулся из Франции, когда он понадобился.

Китай мудро предупредил неудачу и ратовал за компромисс, призывая все стороны идти навстречу друг к другу. «Если переговоры застрянут, тогда все предыдущие усилия по разрешению иранской ядерной конфронтации с шестью крупнейшими державами были потрачены впустую», — заявила китайская делегация после того, как министр иностранных дел Китая Ван И покинул Лозанну.

Источник в немецкой делегации сказал, что «ничего не было решено, но если есть добрая воля со всех сторон, соглашение возможно».

В США считают конец марта крайним сроком для наброска политического соглашения. Поскольку уже апрель, значит, по мнению США, нужно заключать соглашение немедленно, иначе со стороны США последуют новые санкции.

Некоторые детали любой договоренности, достигнутой сторонами, скорее всего, останутся конфиденциальными.

Лавров считает, что Международное агентство по атомной энергии должно провести мониторинг иранской ядерной программы, а также нужно просчитать шаги, направленные на снятие санкций. Он добавил, что специалисты могли бы отработать технические детали на конец июня.

«Одно можно сказать с достаточной долей уверенности, что министры достигли общего согласия по всем ключевым аспектам окончательного урегулирования этого вопроса», — сказал Лавров. Соглашение будет оформлено «в письменной форме в течение ближайших нескольких часов, возможно в течение дня».

Старший переговорщик Ирана Хамид Бадинеджад сказал, что Тегеран готов вести переговоры до тех пор, пока проблема не будет решена. «Ирану не нужна ядерная сделка просто ради того, чтобы получить сделку, а финальное соглашение должно гарантировать иранской нации ядерные права».

Представитель Белого дома Джош Эрнест заявил в Вашингтоне во вторник, 31 марта, что американские переговорщики не стали бы ждать до 30 июня, если они не смогут достичь предварительного политического соглашения.

Выступая в Берлине с канцлером Германии Ангелой Меркель, президент Франции Франсуа Олланд сказал, что будет лучше не иметь никакой сделки, чем плохую сделку.

Соглашение почти наверняка будет отменять санкции только поэтапно, отложив даже частичное возвращение экспорта иранской нефти, как минимум, до 2016 года. Санкции уменьшили  вдвое экспорт иранской нефти до 1 млн. баррелей в день, начиная с 2012 года. Нефть марки Brent снизились к отметке $55 за баррель в среду.