Украинский Вoeing был сбит ПВО Ирана, последние новости в расследовании

Москва, 03:41, 12 Янв 2020, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

8 января стало известно о крушении украинского самолета в небе над Ираном. «Боинг-737» «Международных авиалиний Украины» потерпел крушение через несколько минут после вылета из аэропорта Тегерана. В результате крушения самолета погибли 167 пассажиров и девять членов экипажа,  всего 176 человек. Это были граждане семи стран.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф написал в своем «Твиттере», что катастрофа произошла из-за «человеческой ошибки в период кризиса, спровоцированного авантюризмом США.» Он принес свои соболезнования и извинения семьям погибших в авиакатастрофе.

Премьер-министр Британии Борис Джонсон назвал признание Ирана «важным первым шагом». В своем заявлении он призвал провести независимое международное расследование.

Кто виноват в крушении украинского «Боинга»

В ходе начавшегося расследования стало известно, что власти Ирана сначала делали упор на технические неисправности самолета, хотя он перед полетом прошел все осмотры, самолет находился в эксплуатации 3,5 года, управлял самолетом опытный экипаж, который действовал в строгом соответствии с международными летными правилами и инструкциями.

Расследование начали вести по статье о нарушении правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем гибель людей, но после ного, как власти Ирана заявили, что «Боинг» авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) летел вблизи  зоны военных действий и был непреднамеренно сбит. Следствие будет продолжаться по статьям об умышленном убийстве двух и более человек и уничтожении самолета. Досудебное расследование поручено Главному следственному управлению Службы безопасности Украины.

Канада стала одной из первых стран, которая сообщила, что авиалайнер был сбит по ошибке иранской ПВО. Такой же версии изначально придерживались  США, однако до субботы Иран эти обвинения отвергал и настаивал, что наиболее вероятная причина катастрофы — техническая неисправность — причиной называли поломку или отказ двигателя.

С первых часов начала расследования иранская сторона категорически отрицала возможное попадание ракеты в самолет, а приоритетной версией называла возгорание двигателей.

Как отмечается в заявлении генштаба вооруженных сил Ирана, которое транслировалось государственными СМИ страны, причиной трагедии стал человеческий фактор. В генштабе пообещали, что все виновные будут привлечены к ответственности:

«Во время полета самолет оказался в непосредственной близости от одного из важных военных объектов Корпуса стражей исламской революции и по форме и высоте полета напоминал вражеский объект», — сообщается в заявлении военных.

Позже Корпус стражей исламской революции заявил, что берет на себя полную ответственность за катастрофу украинского самолета. Командующий военно-космическими силами КСИР рассказал, что система ПВО Ирана приняла «Боинг» за крылатую ракету, он был сбит ракетой ближнего действия.

В телевизионном обращении генерал Амир Али Хаджизаде сообщил, что оператор системы противовоздушной обороны не сумел связаться с командованием из-за помех и самостоятельно принял решение сбить ракету. Хаджизаде подчеркнул, что у оператора было только 10 секунд, чтобы принять решение.

По словам генерала, он «предпочел бы умереть» и не знать о крушении.

Он добавил, что иранские военные просили прекратить воздушное движение незадолго до катастрофы, но им было отказано без указания причин. Он также сказал, что проинформировал власти о том, что произошло, за несколько дней до того, как Иран официально признал, что самолет был сбит.

Фото обломков самолета после крушения

Авиалайнер упал в бедном пригороде Тегерана,  в стороне от жилых построек, жилые дома при падении самолета не задеты.

Площадь разброса частей самолета и останков — примерно с футбольное поле.

Самолет распался на множество крупных и мелких частей, что говорит об очень сильном ударе или воздействии, отметили эксперты.

Где будут расшифровывать «черные ящики»

Власти Ирана собираются передать бортовые самописцы Франции, так как расшифровать их данные на своей территории не удалось, сообщило иранское информагентство со ссылкой на главу отдела расследования происшествий Организации гражданской авиации Ирана Хасана Резайефара. О том, что черные ящики были найдены,  сообщалось практически сразу после крушения самолета.

По словам Хасана Резайефара, Иран обращался к Канаде, Франции и США с просьбой предоставить оборудование для расшифровки «черных ящиков», но те отказались. Тогда Иран предложил Украине, Швеции, Британии, Канаде и США отправить самописцы в независимую лабораторию, и представители этих стран выбрали Францию.

Пресс-служба Офиса президента Украины также подтвердила, что к расшифровке самописцев привлекут французских специалистов. Президенты Украины и Франции обсудили этот вопрос  в ходе телефонного разговора в субботу.

В связи с произошедшей трагедией Европейское агентство по авиабезопасности (EASA) рекомендовало авиакомпаниям полностью отказаться от полетов в воздушном пространстве Ирана.