Человек на Луне? Аудит НАСА выявляет задержки проекта SLS и перерасход средств на 33 процента

Москва, 17:43, 11 Мар 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Офис генерального инспектора НАСА (OIG) вынужден дать мощного пинка американскому космическому агентству за его систему космического запуска (SLS).

Опубликованная вчера аудиторская проверка описала проблемы, с которыми сталкивается НАСА в попытке вовремя запустить ракету-монстра для достижения цели высадки человека на Луну в 2024 году.

НАСА заключило контракт с тремя компаниями — Boeing (ядро и верхняя ступень), Aerojet-Rocketdyne (двигатели) и Northrop Grumman (твердотельные ракетные ускорители) — на разработку основных элементов SLS. Самой последней «официальной» датой запуска первого этапа, без экипажа, был ноябрь 2020 года. Тем не менее, в отчете отмечается, что НАСА теперь ожидает, что это произойдет до весны 2021 года, и расходы продолжают расти.

В отчете также отмечалось, что НАСА изо всех сил пыталось определить точные затраты на этап из-за структуры контрактов, которые оно выдало, и далее заявляло, что программа SLS превысила «Базовое обязательство Агентства, данное Конгрессу США не менее 33 процентов на конец 2019 финансового года».

Ожидаемая задержка первого запуска SLS — Артемида I — может довести эту цифру до 43 процентов «или выше».

Что еще хуже, Офис обнаружил, что отчетность о расходах НАСА отслеживает только действия, связанные с Артемидой I, а не всю программу SLS. Он отметил, что «к концу 2020 финансового года НАСА потратит более 17 миллиардов долларов на программу SLS — включая почти 6 миллиардов долларов, которые не отслеживаются или не регистрируются».

Аудиторы Boeing в своем отчете за 2018 год, отметили, что в настоящее время ситуация улучшается, хотя график и затраты остаются. На первой базовой стадии SLS были установлены двигатели, и они были отправлены на тестирование «Green Run». Однако на промежуточном этапе разработки криогенного двигателя для верхней ступени Артемиды I наблюдалось более чем удвоение затрат после первоначальных оценок в 2014 году. Дальнейшие разработки также несколько застопорились, поскольку Boeing сосредоточился на завершении основной стадии.

Согласно отчету, Northrop Grumman и Aerojet также столкнулись с проблемами, связанными с топливным элементом и изоляцией ракеты-носителя, а также новым блоком управления двигателем для двигателей RS-25 эпохи Шаттла, который трудно переделать. Ожидается еще 1,4 млрд долларов увеличения затрат (в том числе 1,3 млрд долларов для этапов, 107 млн ​​долларов для ускорителей и 42 млн долларов для криогенного двигателя) прежде, чем состоится первый запуск Артемиды I.

Тем не менее, в будущем ситуация обещает быть немного более эффективной, если НАСА применит «уроки, извлеченные из текущего этапа разработки».

Предполагая, что НАСА продолжает растрачивать деньги на SLS, рекомендации финансовых экспертов просты: лучше отслеживать расходы и производительность, и кто-то должен официально заявить Конгрессу, что программа SLS превысила свой прайс «как минимум на 30 процентов».