Человек на Луне? Аудит НАСА выявляет задержки проекта SLS и перерасход средств на 33 процента

Фото: ShutterStock
ГЛАВНАЯ / Новости в мире

Москва, 28.06.2022, 19:28:04, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Офис генерального инспектора НАСА (OIG) вынужден дать мощного пинка американскому космическому агентству за его систему космического запуска (SLS).

Опубликованная вчера аудиторская проверка описала проблемы, с которыми сталкивается НАСА в попытке вовремя запустить ракету-монстра для достижения цели высадки человека на Луну в 2024 году.

НАСА заключило контракт с тремя компаниями — Boeing (ядро и верхняя ступень), Aerojet-Rocketdyne (двигатели) и Northrop Grumman (твердотельные ракетные ускорители) — на разработку основных элементов SLS. Самой последней «официальной» датой запуска первого этапа, без экипажа, был ноябрь 2020 года. Тем не менее, в отчете отмечается, что НАСА теперь ожидает, что это произойдет до весны 2021 года, и расходы продолжают расти.

В отчете также отмечалось, что НАСА изо всех сил пыталось определить точные затраты на этап из-за структуры контрактов, которые оно выдало, и далее заявляло, что программа SLS превысила «Базовое обязательство Агентства, данное Конгрессу США не менее 33 процентов на конец 2019 финансового года».

Ожидаемая задержка первого запуска SLS — Артемида I — может довести эту цифру до 43 процентов «или выше».

Что еще хуже, Офис обнаружил, что отчетность о расходах НАСА отслеживает только действия, связанные с Артемидой I, а не всю программу SLS. Он отметил, что «к концу 2020 финансового года НАСА потратит более 17 миллиардов долларов на программу SLS — включая почти 6 миллиардов долларов, которые не отслеживаются или не регистрируются».

Аудиторы Boeing в своем отчете за 2018 год, отметили, что в настоящее время ситуация улучшается, хотя график и затраты остаются. На первой базовой стадии SLS были установлены двигатели, и они были отправлены на тестирование «Green Run». Однако на промежуточном этапе разработки криогенного двигателя для верхней ступени Артемиды I наблюдалось более чем удвоение затрат после первоначальных оценок в 2014 году. Дальнейшие разработки также несколько застопорились, поскольку Boeing сосредоточился на завершении основной стадии.

Согласно отчету, Northrop Grumman и Aerojet также столкнулись с проблемами, связанными с топливным элементом и изоляцией ракеты-носителя, а также новым блоком управления двигателем для двигателей RS-25 эпохи Шаттла, который трудно переделать. Ожидается еще 1,4 млрд долларов увеличения затрат (в том числе 1,3 млрд долларов для этапов, 107 млн ​​долларов для ускорителей и 42 млн долларов для криогенного двигателя) прежде, чем состоится первый запуск Артемиды I.

Тем не менее, в будущем ситуация обещает быть немного более эффективной, если НАСА применит «уроки, извлеченные из текущего этапа разработки».

Предполагая, что НАСА продолжает растрачивать деньги на SLS, рекомендации финансовых экспертов просты: лучше отслеживать расходы и производительность, и кто-то должен официально заявить Конгрессу, что программа SLS превысила свой прайс «как минимум на 30 процентов».

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Комментарии

Ваше мнение

Это интересно