Японскую писательницу покорила Бурятия: российский центр буддизма очаровал путешественницу
Москва, 15:10, 02 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор ftimes20.
Писательница из Японии Киёко Аихара отправилась в путешествие по азиатской части России, и опубликовала ряд путевых очерков в одном из национальных изданий своей страны. Один из ее рассказов посвящен Бурятии, которая поразила Киёко своей культурой и буддистскими храмами. Богатая история бурятского народа и величественная природа оставили в ее душе неизгладимое впечатление.
Скульптура «буузы», похожая на персик
Киёко Аихара пишет, что посетила озеро Байкал зимой 2020 года, еще до того, как мир столкнулся с пандемией коронавируса. Путешествие японки по Бурятии началось в столице республики Улан-Удэ.
Ее удивило большое количество буддистских храмов, ведь в той же Иркутской области, которая расположена рядом, преобладают православные святыни. Гид рассказал гостье, что в Российской федерации около трех миллионов буддистов, поэтому эта конфессия располагается на третьем месте по количеству верующих.
Первым буддистским монастырем, который посетила Киёко Аихара, был Ринпоче Багша. В храме есть центральный зал для молитв, в котором стоит весьма оригинальная скульптура из мрамора.
На первый взгляд, монумент напоминает персик, однако на самом деле этот памятник возведен в честь блюда бурятской кухни под названием «бууза», которое является одной из разновидностей мант. Местные жители верят, что это блюдо связано с гармонией и достатком в семье.
Почему буддисты ходят вокруг храма
Перед тем как зайти в дацан, буддисты обходят здание вокруг по часовой стрелке (хотя бы один раз). Это многовековая традиция верующих, которые уверены, что таким образом в душу приходит покой. Писательница была очень удивлена, когда увидела множество привязанных к низким воротцам, расставленных вокруг монастыря, ярких кусочков ткани.
Если присмотреться к этим лоскуткам, то можно прочесть просьбы паломников, с которыми они приходят к Будде: «Пусть мои дети будут здоровы», «Пусть моя дочь выйдет замуж», «Пусть моя мама выздоровеет» и т.д. Киёко Аихара подчеркивает, что нечто похожее она уже видела во время прогулки по бурятским лесам. Там люди, которые верят в силу природы и мощь шаманов, привязывали на деревья кусочки ткани с просьбами.
В главном зале дацана Ринпоче Багша размещена самая большая в России статуя Будды, выполненная из бронзы и покрытая сусальным золотом. Ее высота – 6 метров. Скульптуру изготовили в Китае в мастерской известного мастера Гу Шиюаня. Как известно, немало его работ стоят в храмах Гонконга, Таиланда, Южной Кореи и Японии.
Когда скульптура была размещена в монастыре и освящена по специальному обряду, в нее поместили священные реликвии, которые прислал Далай-лама из своей резиденции в Индии.
Тайна нетленного тела 168-летнего ламы
Путешествуя по Бурятии, Киёко Аихара посетила известный Иволгинский буддистский монастырь, который считают центром буддизма в России. Это место знаменито тем, что здесь находится нетленное тело ламы Даша Доржо Итигэлова, родившегося в 1852 году.
В 75-летнем возрасте служитель храма впал в нирвану, находясь в состоянии медитации. По легенде, перед этим он обратился к своим ученикам, и сказал навестить свое тело через 70 лет. После он попросил их читать молитву с пожеланиями для усопшего.
Монахи сначала не осмелились читать эту мантру при живом ламе, однако он первый начал ее произносить, а они подхватили. Согласно учению буддистов, Даши-Доржо Итигэлов ушел в нирвану, после чего его похоронили в кубе из кедра в позе лотоса (так он сидел в момент ухода).
Нетленное тело ламы Итигэлова исполняет желания и исцеляет болезни
Спустя время последователи ламы выполнили его указания и достали тело из ящика – оно оставалось нетленным. Сейчас лама Итигэлов, как и прежде, сидит в позе лотоса, и выглядит почти как живой. Его разместили в главном храме Иволгинского монастыря, чтобы паломники могли прикоснуться к святыне.
В определенные дни к телу Даши-Доржо Итигэлову выстраивается очередь. Говорят, что уже было немало исцелений, а кроме того, нетленный лама помогает воплотить самые заветные желания.
В конце своего очерка писательница отметила, что нашла много схожих черт между бурятами и японцами, и ощутила огромную симпатию к этой нации.