Тема: ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ЭФФЕКТИВНЫ ИЛИ НЕТ?
Москва, 22:38, 29 Сен 2020, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Соломон.
Особая экономическая зона – это предоставленная государством территория, на которой действуют специальные условия для резидентов: льготная система налогообложения и таможенных условий. Такая система выгодна обеим сторонам: резиденты быстрее попадают на рынок и получают прибыль, тем самым ощутимо развивая экономику в целом.
Особые экономические зоны в России впервые зародились в 1994, но тогда что-то пошло не так: несформированность законов дала зеленый свет финансовым махинациям. Вторым рождением направления стал 2005 год, тогда же и появился закон, по которому предприятия, инвестирующие в российскую экономику, получили возможность пользоваться инфраструктурой, созданной для них государством.
Разумеется, для заграничных инвесторов это выгодные условия. Для расположения особые экономические зоны не выбирают случайные места. Есть определенные требования:
- развитый промышленный регион;
- близость к ресурсной базе и транспортным сообщениям;
- необходимые коммуникации (например, система электро- и теплообеспечения),
- таможенный пост,
- склад временного хранения, станция очистки воды,
- железная дорога, контейнерные терминалы,
- административные, промышленные здания и сооружениях.
В настоящее время в России функционирует 34 ОЭЗ, из них:
- одна портово-экономическая зона,
- 7 технико-внедренческих,
- 11 туристско-рекреационных,
- 15 промышленно-производственных экономических зон.
Выгодны ли такие зоны развития для экономики государства? В рамках данной статьи будем говорить об эффективности ОЭЗ всех типов, и постараемся ответить на этот вопрос.
Оценка эффективности ОЭЗ
Эффективность функционирования особой экономической зоны – комплексное
понятие, в котором учитываются все доходы, получаемые государством в ходе реализации данного проекта, с учетом затрат на его создание и последующее функционирование.
Для оценки эффективности особых экономических зон обычно выделяют следующие параметры:
- Число резидентов ОЭЗ должно постоянно расти;
- Объем частных инвестиций, привлеченных в ОЭЗ, соответствует заявленным значениям;
- В ОЭЗ появляются новые рабочие места;
- Объем выручки резидентов растет;
- Резиденты наращивают объемы выплаченных налогов;
- Инновационная деятельность резидентов технико-внедренческих ОЭЗ является результативной.
Но зачастую эти параметры являются недостаточными, так как следует учесть род деятельности этих зон, географическое положение и многие другие факторы.
Например, портовых экономических зон открывались три, но на данный момент функционирует всего одна. Причиной всему явился экономический кризис 2008 года. Ведь эффективность создания подобных особых территорий зависит от соответствующей инфраструктуры, а это требует существенные вложения из бюджетов всех уровней.
Срок окупаемости таких зон зависит от того, насколько быстро и оптимально
государство будет распределять свои усилия.
- В туристско-рекреационных зонах дела обстоят немного получше по сравнению с портовыми, но есть ряд проблем. Например, не совсем удачный выбор места: 8 ОЭЗ предлагают горнолыжный курорт, притом находятся они в одном макрорегионе страны. В итоге из 8 зон развивается только одна, остальные страдают от нехватки туристов.
- Промышленно-производственные ОЭЗ будут процветать при условии верного выбора экономико-географического положения. Важно чтобы действующие предприятия потребляли продукции ОЭЗ, либо, наоборот, являлись поставщиками для них. Замечательно, если местные образовательные учреждения готовят кадры для ОЭЗ.
- Технико-внедренческие зоны обычно располагаются в крупнейших научно-образовательных центрах, с обширными научными традициями и ведущими исследовательскими школами. Венчурные фонды наряду с разработчиками и производителями высокотехнологичной продукции заинтересованы в технологических ОЭЗ, ведь спрос на новые технологии и модернизацию неуклонно растет, а преференции и инфраструктура здесь наиболее привлекательна.
- В технико-внедренческих особых зонах добавленная стоимость вытекает не только из производства товара/услуг, но и за счет создания и продажи интеллектуальной собственности. Эффективность функционирования технико-внедренческих ОЭЗ обычно выражается через сочетание объема переданных в промышленное производство технологий выпуска серийных продуктов, их стоимости и значимости данной продукции для потребителей и страны в целом.
В настоящее время невозможно корректно определить эффективность зон такого типа, поскольку значительную часть их резидентов составляют инновационные предприятия несформированного бизнеса, когда производство только создается, рыночный спрос еще полностью не сформировался, а риски инвестора максимальны.
Эффективны или нет?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны дать оценку эффективности ОЭЗ можно лишь по прошествии 10 лет, при условии, что государство также поддерживает и вкладывается в развитие экономических зон, как и в начале их становления.
Это, безусловно, социально значимый объект, обеспечивающий население рабочими местами и позволяющий профессионально подготовить кадры для национальной экономики.
Под влиянием ОЭЗ ускоряется выход национальной экономики в открытый современный рынок; экономика модернизируется посредством демонстрационных и обучающих эффектов, к тому же это возможность экспериментирования с экономическими механизмами и инструментами, которые впоследствии могут использоваться в других регионах.
Федеральные и региональные льготы, доступный и емкий рынок сбыта, заинтересованность губернатора и его команды в эффективном результате – вот три составляющие при которых ОЭЗ обречены на успех.м