Из райского уголка в безжизненную пустошь: как богатство погубило жителей острова Науру
Москва, 20:22, 26 Май 2021, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
Науру – крохотное островное государство, получившее независимость в 1968-м году. Республика в Тихом океане является самой маленькой островной державой в мире. Несмотря на этот факт, она могла стать самой богатой, но этому не суждено было случиться. Причина весьма банальна – человеческая жадность. Из-за нее райские уголки острова, когда-то привлекательные для туристов, превратились в безлюдную пустошь.
Жизнь Науру изменило неожиданное открытие двадцатого века
До конца девятнадцатого века мировые исследователи обходили стороной крохотный островок в Тихом океане между Австралией и Гавайскими островами. Для них в нем не было ничего примечательного – просто клочок земли на экваторе с очень жарким климатом. Ситуация изменилась в 1899-м году усилиями геолога Альберта Эллиса. Он обратил внимание на объект, который использовали для подпорки дверей в компании Pacific Islands Company. Этот кусочек породы оказался высококачественной фосфатной рудой, которую используют в качестве удобрения. Выяснилось, что он родом из Науру, а его стоимость на мировом рынке весьма высока.
Проведенные исследования подтвердили, что восемьдесят процентов земли острова состоят из этой самой руды. Была начата добыча этого минерала на Науру, который в тот момент был частью Германской империи. Стартовала фосфатная лихорадка, и отсюда вывезли сотни тысяч тонн руды. К двадцатым годам прошлого столетия Науру стал главным мировым экспортером суперудобрений. Это сулило жителям государства громадную прибыль, но обернулось полным крахом из-за их непомерных аппетитов.
Свалившееся на головы островитян богатство испортило их
Начать нужно с того, что добыча фосфатов – вредный для окружающей среды процесс. Из-за него привлекательная местность превращается в безжизненную пустыню с одинокими белыми коралловыми вершинами. В 1968-м Науру стал независимой республикой. Жители острова получили возможность самостоятельно распоряжаться своими природными богатствами, но выбрали неверный путь.
Науранцы решили увеличить добычу фосфата, и полученный за экспорт доход составил миллиард австралийских долларов. Эта сумма в пересчете на душу населения сделала каждого жителя острова миллионером. Однако островитяне нерационально распорядились полученными средствами. Правительство начало вкладывать деньги не в развитие туризма, строительство отелей, улучшение инфраструктуры. Нет, доход от экспорта фосфатов был потрачен на покупку круизных судов, дорогих спортивных автомобилей, отдыха за границей и прочих развлечений.
Островитяне стали расточительными. Денег у них было столько, что они не беспокоились о них, разбрасываясь крупными купюрами направо и налево. Фактически на Науру никто не работал: его жители вели праздный образ жизни. Они лишь отдыхали, ели и пили. Такой гедонизм и отсутствие физической активности привели к развитию среди науранцев сахарного диабета, ожирения. Но это была не главная их неприятность – недальновидные действия властей привели к огромным долгам.
Жажда наживы привела к экономическому и экологическому коллапсу
Правительство Науру предприняло отчаянные шаги по спасению экономики. Оно стало продавать гражданство страны всем желающим, лицензировало иностранные банки. Запасы фосфатов оказались ограниченными – к 2004-м году добыча прекратилась, а почва – истощилась. Последствия оказались фатальными с экономической и экологической точки зрения. С одной стороны, за эти годы на острове так и не научились добывать деньги другим способом. С другой – после добычи фосфатов земля стала бесплодной. Это больше не райский уголок, сюда не захотят приезжать туристы.
Вот так несусветные богатства испортили жителей Науру и не позволили им привести остров к процветанию. Они думали не о будущем, а о сиюминутном удовольствии. Ну что ж, они получили свое, но будущие поколения вряд ли захотят находиться на земле, которая представляет собой кучку коралловых шипов серого цвета. Здесь нет пригодной почвы для выращивания растений, поэтому судьба острова предрешена – превратиться в руины, которые все покинули. А все могло быть иначе.