Скоростное движение поездов: как оно развивалось в России?

Скоростное движение поездов: как оно развивалось в России?

Москва, 13:15, 15 Июн 2023, редакция FTimes.ru, автор Полинария Римская.

Ввод в эксплуатацию первой железной дороги открыл новые возможности в экономическом развитии государства. Многие специалисты сразу начали думать, как ускорить темпы этого развития, как повысить скорость движения поездов?

На современных составах время поездки может быть минимальным, достаточно оценить билеты на САПСАН Чудово-Москва, посмотреть, насколько быстро можно оказаться в пункте назначения. Конечно, так было далеко не всегда. На достижение актуальных графиков у инженеров ушли десятилетия кропотливой работы по созданию мощных двигателей, модернизации конструкций локомотивов и вагонов.

Начало эпохи

Первый скоростной состав отошел от станции Санкт-Петербург 1 сентября 1853 года. Конечной точкой была Москва. Время движения составило 12 часов, 80 минут из них – остановки.

Впечатляющим такой результат назвать нельзя. В 30-е годы XX столетия советские специалисты приступили к разработке скоростных локомотивов. На первых моделях использовалась паровая тяга, для повышения мощности пришлось увеличить площадь колосниковых решеток. Решение оказалось верным, весной 1938 года одиночный локомотив разогнался до 160 километров в час, несколькими месяцами позже рекорд был побит, причем с несколькими вагонами. Конструкцию признали удачной, поступил заказ на изготовление 10 подобных паровозов, но из-за войны они так и не оказались на рельсах.

В 1937 году на мощностях Ворошиловградского завода выпущен локомотив ИС20-16, названный в честь Иосифа Сталина. Выглядел он очень футуристично. Передняя часть была скрыта за аэродинамическим обтекателем, в то время проектировщики уже прекрасно понимали значение лобового сопротивления. Скорость “Сталина” составила 155 километров в час.

Новые идеи

29 июня 1957 года был подписан приказ, который считается отправной точкой в развитии скоростного железнодорожного движения. Согласно этому приказу, линия между столицей и Ленинградом, должна быть модернизирована. Причина такой необходимости – безопасность, высокая скорость подразумевает соответствующую дорожную инфраструктуру. Стрелочные переводы в то время не допускали движение со скоростью более сотни километров в час, некоторые станции были исключены из маршрута.

Дальнейшие меры следующие:

  • формирование щебеночной подушки для путей, установка стрелочных переводов с усиленной конструкцией, рассчитанных на скорость в 120 км/ч;
  • 1961 год — переход на армированные стрелочные переводы модели Р65, предел скорости – 140 км/ч;
  • 1963 – очередное усовершенствование стрелочных переводов, выдерживающих 160-километровую скорость. Именно таков был максимум электровозов ЧС-2, работающих между двумя главными городами СССР. Время поездки составляло меньше 5 часов.

Современность

Настоящей легендой в мире скоростных локомотивов стал ЭР200. Первая поездка состоялась весной 1984 года, но вплоть до 2009 он обслуживал ветку Москва – Петербург. 200 в обозначении модели – максимальная скорость.

В 1995 году стало понятно, что текущая инфраструктура железнодорожной сети уже не удовлетворяет постоянно растущим скоростям. 1996-2000 – время активных работ на магистрали Москва – Петербург, модернизация велась по передовым методикам, благодаря чему составы смогли идти со скоростью 250 км/ч.

В 2001 году по модернизированной магистрали впервые проехал “Сокол-250”, а в 2009 на ней появились и “Сапсаны”. “Сапсан” – поезда, изготовленные по немецким методикам, огромную помощь российским специалистам оказали инженеры концерна Siemens. Спрос на билеты “Сапсанов” подтверждает, что скоростные путешествия по железным дорогам нравятся россиянам, многие предпочитают именно такой вариант самолету и автомобилю.