Как можно легко разговорить собеседника: лайфхак для общения с молчунами

Москва, 00:20, 24 Июн 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

Все люди разные. Кто-то охотно идет на контакт, кто-то интровертен и не любит тратить слова и силы на общение. Но часто перед нами стоит задача разговорить собеседника либо в наших интересах, либо в его же. Используя простой психологический прием, можно гарантированно добиться ответной реакции

Закон Каннингема

“Закон” — это, конечно, сказано громко, но тем не менее. Однажды  программист Уорд Каннингем пришел к интересному выводу после долгого опыта общения в Интернете. Он уверен, что лучший способ получить ответную реакцию собеседника — это не задать вопрос, а написать заведомо ошибочное утверждение. Дело в том, что вопрос легко проигнорировать, пользуясь принципом “моя хата скраю”, а вот мимо ошибки другого человека нам пройти крайне тяжело. 

Подобную сентенцию утверждал и знаменитый литературный персонаж Артура Конан Дойля Шерлок Холмс: «Люди не любят рассказывать, они любят спорить».

Да что там, можно копнуть еще глубже. Сам Сократ использовал этот парадокс, и множество научных споров и, как следствие, трудов, не состоялись бы, если бы философ не “раскручивал” своих коллег и визави на споры с ним. 

Итак, обобщенно закон Каннингема можно сформулировать примерно таким образом:

“Просто полезными людям быть не интересно, им интересно прослыть самыми умными, используя вашу неправоту”

Как это работает?

Дело в том, что человеку сложно противостоять своим инстинктам. А стремление открыть известную нам истину очень велико. Простой пример: представьте, что кто-то на полном серьезе говорит вам, что Земля не третья планета в Солнечной системе, а пятая. Естественно, вы захотите исправить собеседника, даже несмотря на то, что вовсе не собирались затевать разговоры об астрономии и космосе.  

Нас удивляет чужая необразованность, и с этим сложно что-либо поделать. Наше рациональное мышление стремится все сделать и обустроить вокруг себя правильно, поэтому так непреодолимо тянет уравновесить чужое невежество и даже замкнутые молчуны не могут терпеть такой вопиющей дисгармонии. 

Существует масса примеров, доказывающих, что психология человека устроена таким образом. Американский преподаватель Раджив Р. Трипати, заметил, что если он намеренно ошибается в процессе начитки лекций, его студенты начинают слушать его внимательнее, поправлять и вовлекаться в тему. Согласитесь, скучно сидеть на занятии и осознавать, как умен преподаватель, и как много вам еще предстоит изучить, чтобы достичь его уровня знаний. Гораздо интереснее ловить его на ошибках и проявлять таким образом свою осведомленность, повышая чувство собственной значимости.  

Зачастую этот трюк проворачивают с целью манипуляции кем-нибудь. Например, из него вытекает принцип “лучше сделать самому”. Когда мы видим, как подросток спустя рукава убирает или коллега саботирует делегированное ему задание, нам непременно хочется сделать это самим, ведь мы-то знаем, как лучше и правильно.   

Этот способ работает, если нужно вытащить из визави побольше информации. Изложите неправильную концепцию темы, и почти стопроцентно получите развернутое объяснение с аргументами и доводами.  

Польза и сфера применения

Отлично работает этот прием в процессе обучения детей, психологи советуют взять его на вооружение преподавателям. Например, чтобы вовлечь невнимательных и рассеянных учеников в процесс обучения, можно пойти от противного и намеренно допускать явные ошибки. Один преподаватель английского делился опытом в соцсетях, что никак не мог добиться интереса у детей, пока не начал использовать закон Каннингема. Процесс обучения пошел веселее и качественнее, когда детям приходилось не просто усваивать информацию, а исправлять учителя, внезапно назвавшего слона жирафом, и так далее.  

Все мы — большие дети, поэтому не думайте, что так манипулировать можно только маленькими учениками. С большой долей вероятности ваш собеседник, знакомый с основами психологии и, в частности, с парадоксом Каннингема, сможет разговорить вас, даже если вы не собирались с ним общаться. Для стимулирования можно использовать прием “сомнения” — периодически спрашивать “А вы уверены?”, “Точно?”. Тогда желание рассказать вам еще больше и устранить ваше невежество будет подогрето еще больше.

Это закон недействителен только в одном единственном случае — когда ваш собеседник абсолютный флегматик и, соответственно, ему совершенно все равно, какой у вас уровень знаний, и какие заблуждения таятся в вашей голове. Но вероятность встретить такого человека очень мала. Как правил, люди любого темперамента инстинктивно стремятся получить удовлетворение от своего умственного превосходства, и обязательно вовлекаются в беседу, которая дает им такую возможность. 

Кто-то скажет — манипуляция это не есть хорошо. Можно согласиться, но ведь как часто по-другому сложно подступиться к человеку. Если не злоупотреблять ею и соблюдать этические нормы и правила, то она становится прекрасным средством коммуникации в современном мире, когда обмен информацией стал одной из важнейших составляющих нашей социальной и трудовой деятельности.