Исторические ошибки создателей популярной турецкой саги «Великолепный век»
Москва, 03:07, 30 Июл 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.
В 2011 году зрители, пожалуй, впервые получили возможность близко познакомиться с турецким кинематографом — на экраны вышел «Великолепный век». Сериал имел оглушительный успех, но наряду с этим и множество претензий. Поскольку сюжет основан на реальных событиях, то каждый сведущий зритель считал своим долгом найти какой-нибудь киноляп и указать на это создателям.
Авторы сериала защищались тем, что они не претендовали на историческую достоверность, и снимали не документалистику, а художественное произведение. Тем не менее, около 70 тысяч жалоб разного характера им приходилось рассматривать. Рассмотрим и мы самые большие несоответствия в сериале.
Скорость развития
Известно, что славянка Александра, родом из Рогатина Ивано-Франковской области, попала в турецкое рабство и оказалась в гареме султана. То, что героиня сразу падает в объятья Сулеймана, это художественный вымысел, поскольку прежде, чем предстать пред глазами повелителя, наложницы проходили длительное обучение этикету, музыке, грамоте и другим наукам.
Смена веры
В сериале акцентировано внимание на факте, что Хюррем приняла мусульманство от большой любви к Сулейману, но это не так. Переход из христианства в мусульманство происходил у наложниц в первую очередь с целью сохранить себе жизнь. Эта мера была вынужденная, а не добровольная, и мотивом ее выступал просто страх и желание выжить.
Султан и его гарем
Много внимания в сериале уделено тому, как Сулейман разбирается в кознях и соперничестве между наложницами. Это тоже преувеличение для поднятия интереса аудитории — ведь за дворцовыми интригами наблюдать намного увлекательнее, чем за рутинной деятельностью султана.
На деле Сулейман почти не интересовался взаимоотношениями наложниц в гареме, поскольку попросту не имел на это времени между государственными делами. Лишь однажды он вмешался в женские разборки, когда на жизнь Хюррем покушалась соперница.
Соперницы и бывший
И о соперницах. Конечно, настоящей Хюррем пришлось несладко, и бороться за сердце Сулеймана Великолепного ей пришлось с Махидевран. Но персонажей Изабеллы, Садыки и Фирузе в реальности не существовало, потому что женившись на Хюррем, султан разогнал гарем и был верен супруге.
Еще одним выдуманным сценаристами персонажем является художник Лука, якобы поклонник Роксоланы еще до ее плена, на родине. Сериал повествует, как он долгие годы искал возлюбленную, а на самом деле нет ни одного исторического свидетельства об этом персонаже.
Нескромный вид наложниц
Самое большое количество “уколов” в исторических фильмах, как правило, достается художникам по костюмам, и “Великолепный век” не стал исключением. Во-первых, сохранилось много портретов и описаний Роксоланы, согласно которым она была русой, а не рыжей, как в сериале. Досталось “на орехи” костюмерам за наложниц — в гареме не ходили с декольте и распущенными волосами, дела обстояли гораздо прозаичнее, за скромностью строго следили. Историческая достоверность была принесена в жертву зрелищности, но, судя по популярности сериала, не зря.
Наследники Сулеймана
Сериал сократил количество детей Хюррем и Сулеймана с реальных шести до пяти, намеренно не вводя в сюжет второго сына Абдуллу. Но зато остальные сюжетные линии, касающиеся детей, изображены в сериале максимально близко к истории.
Несмотря не довольно явные несоответствия, сериал обрел очень большую популярность как в Турции, так по всему миру. Можно долго спорить о том, нужно ли соблюдать точность штрихов биографии, когда снимается кино о реальных исторических личностях, но факт остается фактом — “Великолепный век” вывел турецкий кинематограф на новый уровень, а количество его зрителей вполне оправдывают огрехи в соответствии сухой исторической правде.