Кто из диктаторов ненавидел красную помаду, и как яркий тон помогал поддержать боевой дух солдат Второй мировой войны

Москва, 11:46, 25 Авг 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

Изобретение губной помады приписывают и шумерам, и египтянам, причем у последних этот продукт был для обоих полов. Так или иначе, помада — средство очень древнее, красить губы люди начали более чем 5 тысяч лет назад. За историю человечества это косметическое средство познало на себе как несказанную любовь, так и лютую ненависть, особенно красный цвет

Эволюцию отношений людей с этим ярким предметом женской косметички исследуем с порталом Ftimes.

От Древнего Египта до XX века

В Древнем Египте красный цвет достигался использованием природных пигментов: красной охры и кармина, а текстуру и, собственно, основу помады составлял воск. Использовалась красная помада без каких-либо общественных порицаний и ограничений. Уже во времена Древней Греции на этот цвет стали поглядывать искоса, поскольку имели смелость и даже обязанность им красить губы лишь жрицы любви. Древний Рим был умеренно строг, и запрета на алые губы здесь не действовало, причем яркий цвет считался признаком большого достатка и высокого статуса, а дешевые землисто-красные оттенки были уделом бедняков. 

В XVI веке алый цвет помады и вовсе “предали анафеме”- священники признали, что яркая помада от лукавого. Тем не менее Елизавета I, видимо, не очень боялась церковных страшилок, и благополучно задавала тренд все европейским аристократам. 

Следующий век принес Эпоху Просвещения, но относительно помады — эру дремучести. Британия на государственном уровне ввела запрет на ношение красной помады, ослушавшийся сходу обвинялся в колдовстве, с чем, собственно, нельзя не согласиться. Это действительно абсолютно колдовской цвет, но мы все же трактуем этот эпитет в несколько ином понимании, чем Инквизиция. Доходило и до, по нашим меркам, смешного — в Америке брак мог быть расторгнут лишь на том основании, что женщина без позволения мужа использовала красный цвет для макияжа губ. 

Но подпольная “борьба за яркость” продолжалась, а в 1860 году прекрасная театральная актриса Сара Бернар сотворила поворотное событие на этом “фронте” — она появилась на публике со сногсшибательной красной помадой на губах дерзнувшего выпустить таковую бренда Guerlain.

XX век

Вот так мы и подобрались к XX веку — эпохе индустриализации и борьбы за права. Постепенно общественное сознание смягчало свое отношение к красной помаде, на деле — к женской индивидуальности и свободе самовыражения. Немалый вклад в эту оттепель внесло американское движение суфражисток, которые в 1912 году вышли на марш в Нью-Йорке с алыми губами. Поговаривают, что сама Элизабет Арден вышла на улицу с протестующими, и вручала тюбики с красной помадой участницам марша равенства.

С тех пор красная помада стала намного большим, чем средство декоративного макияжа, она стала символом борьбы женщин за равенство, право голоса и преданности своим идеям. Благодаря суфражисткам, красная помада перестала быть атрибутом женщин с низкой социальной ответственности, и стала атрибутом женщин с высокой гражданской осознанностью.

Вторая мировая война

Ужасы Второй Мировой войны загнали мир в депрессию. Для поддержания силы духа, оптимизма и демонстрации несломленности, женщины переходили на красный цвет в помаде. Целые кампании разворачивали косметические бренды для продвижения красных оттенков помады, реклама призывала женщин выполнить свой гражданский долг. Конечно, сейчас уже можно усмотреть в этих лозунгах нечто сексистское, но сделаем скидку на время.

Красная помада оказалась на пике. Женщины охотно использовали этот оттенок как символ надежды на счастливое будущее, и реализовали алый макияж губ как право сохранять свою привлекательность и бодрый тонус даже в условиях военного времени. В те годы солдаты признавались, что глядя на красивую женщину с красной помадой, заметно прибавлялось сил. Это поднимало боевой дух защитников родной земли, они были полны решимости отстоять свое право жить и любить.

Названия оттенков красного пестрели духоподъемными словами и эпитетами, связанными с мощью и победой, а для военнослужащих женщин из морской пехоты все та же прекрасная Elizabeth Arden создала оттенок Montezuma Red, который перекликался с цветом элементов формы.

Британское отделение Красного Креста после освобождения в конце Второй мировой нацистского концентрационного лагеря вместе с гуманитарной помощью отправило женщинам красную помаду. Офицер армии союзников в мемуарах писал, что когда вошел в лагерь, обнаружил измученных женщин в потрепанных одеждах, но с алыми губами… 

Правда, несложно догадаться, кто ненавидел красную помаду всеми фибрами души, если у него таковая вообще имелась? Да, Адольф Гитлер терпеть не мог алых губ. Он считал, что арийцам не нужно украшать себя вообще и, кроме этого, фюрер был ярым защитником животных, поэтому не признавал ничего, сделанного на основе компонентов животного происхождения.

Так красная помада «дошагала» до наших дней, периодически соперничая с нюдовыми оттенками за популярность. Но армия ее поклонниц уже не способна существенно сократиться, поскольку право постоянно алеть на женских губах этот цвет завоевал уже тем, что стал символом свободы, самовыражения и достоинства.